Старая Переяславская дорога - сухопутный транспортный путь из Москвы в Переяславль-Залесский. Она проходила мимо деревень, расположенных по реке Яузе: Ростокино, Свиблово, Медведково, Раево, Таининское и далее через Челобитьево, Сгонники, Ядреево, Высоково и минуя перевоз через реку Клязьму между Каргашино и Черкизово проходила через Звягино, Кудрино, Братовщину на Радонеж (позднее через Троице-Сергиев монастырь) и далее через леса и реки в Переяславль-Залесский.
Первые упоминания об этой дороге относятся к началу XIV века. По ней Московский великий князь Иван I Калита ездил через Кострому в Орду. Летописцы писали: «Дороги непроходимы, не дороги – тропы. Коннику и пешему они гожи, но колесам неодолимы, и в ведрое лето вязли колеса в колеях, а задождит и не вылезешь…».
С появлением в Московском княжестве Троицкого монастыря, начиная со второй половины XIV века, люди стали ходить на исповедь к Сергею Радонежскому, и эта Старая Переяславская дорога приобрела свое особое значение.
Началу походов в Троицкий монастырь великих русских князей и царей на богомолье, положил великий князь Дмитрий Иванович. Он неоднократно ходил на исповедь к Сергию Радонежскому в его обитель. Посетил он его и перед Куликовской битвой. Сергий благословил Дмитрия и, в его лице, весь русский народ, на священную брань за свободу Руси, а также предсказал ему победу. Успех Дмитрия в Куликовском сражении, после которого он получил прозвище “Донской” еще более возвысил Сергия и значение Троицкого монастыря.
Походы русских царей вошли в традицию, и ежегодно великие Московские князья и цари посещали Троице-Сергиев монастырь. Еще какое-то время царь Иван IV, возможно, пользовался этой Старой Переяславской дорогой. Его походы сопровождались громадным количеством людей, идущих пешком от Москвы до Троице-Сергиева монастыря. При Иване IV (Грозном) на пути шествия,было построено пять путевых дворцов, в которых цари отдыхали от пешего перехода. Весь переход занимал более пяти дней. Первый путевой дворец был в селе Алексеевском (на Проспекте мира вблизи метро ВДНХ), второй на реке Яузе в селе Тайнинском, третий на реке Скалбе в Братовщине, четвертый в селе Воздвиженском и последний в Троице-Сергиевом монастыре, единственный сохранившийся до настоящего времени путевой дворец.
Со временем Троицкая дорога стала главной дорогой. Походы царей на богомолье в Троице-Сергиев монастырь стали проходить уже по этой дороге и превратились в демонстрацию их могущества и богатства.
Вот как описывал шествие царя Михаила Федоровича в 1635 году секретарь австрийского посольства Адольф Лизек.
Шествие начиналось пополудни, когда узкие улицы Москвы уже были заполнены людьми, пришедшими посмотреть на редкое зрелище. Впереди шествия вели два любимых царских коня. Вслед за ними двигались многочисленные украшенные золотом крытые телеги с предметами царского обихода. В них находились иконы, «путная государева постель», в «мовной» телеге везли предметы царской бани, в «портомойной» везли царское белье, в остальных телегах везлась домашняя утварь: раскладные столы, стулья и различная мебель. Особая телега «поборная» предназначалась для подарков, которые преподносились по дороге царю. Около телег шли «дворцовые служащие». Портные, служители, чистившие одежду, костоправ, крестовые дьяки (певчие, читавшие псалмы во время богослужения) и множество разных слуг. Затем следовало 62 превосходных коня, сбруи, которых были украшены золотом и серебром и царская карета, запряженная 12 лошадями, каждую из которых вели под узду два конюха. За царской каретой следовала запасная. Царские кареты сопровождали оруженосцы. Замыкал шествие отряд стрельцов. По дороге царь развлекался охотой, представлениями скоморохов и т. п.
Появившаяся в начале XV века в Русском Государстве Троицкая дорога впоследствии стала составной частью Почтового тракта между Москвой и Архангельском, а еще позже превратилась в Ярославское шоссе. Так возникающие в те времена тропы и проселочные дороги между поселениями людей впоследствии развивались и превращались в современные шоссейные дороги и автомагистрали.