Найти тему
Справочник кинопижона

Сколько на самом деле стоит самый дорогой фильм и почему мы никогда не узнаем этого точно

Каждый раз, когда на глаза попадается очередной топ самых дорогих фильмов в истории, становится странно. Причина заключается в том, что ответ на вопрос, какой именно фильм является самым дорогим, не знает никто. Сегодня существует два типа источников, из которых по интернету расходится информация о бюджетах голливудских фильмов.

Пираты карибского моря: на странных берегах во многих источниках указывается, как самый дорогой фильм в истории, но так ли это?
Пираты карибского моря: на странных берегах во многих источниках указывается, как самый дорогой фильм в истории, но так ли это?

Первый, это специализированные издания (The Hollywood Reporter, Variety и Deadline), обозревающие бокс-офис. Обычно они указывают бюджеты новых фильмов без указания источника, после чего эти цифры разлетаются по всем киносайтам от IMDB до Кинопоиска, после чего годами не меняются. Самым честным изданием из этой троицы является Deadline, который на протяжении нескольких лет заявлял в своих обзорах бокс-офиса: представители студии Universal заявляет, что бюджет фильма "Обливион" составляет 120 миллионов долларов, но наши инсайдеры говорят, что он стоит 154 миллиона (реальная, кстати, история). В то время как остальные озвучивали только "официальную цифру" в 120. Сейчас, правда, подобного становится все меньше, так как основательницу издания Никки Финке несколько лет назад попросили на выход. Видимо, слишком "сливов".

"Мстители: Эра Альтрона" - еще один кандидат на звание "самого дорого фильма в истории".
"Мстители: Эра Альтрона" - еще один кандидат на звание "самого дорого фильма в истории".

Около 10 лет назад на сайте Hollywood Reporter появилась статья, в которой автор жаловался на то, как студии занижают бюджеты своих фильмов. Так, он приводил в пример ныне уже не существующую студию FOX, представители которой позвонили ему после публикации статьи, в которой он написал, что бюджет фильма "Дорога перемен" составил 45 миллионов долларов. Ему настоятельно посоветовали изменить цифру на 35, иначе никаких больше пресс-релизов и приглашений на премьеры.

Второй источник информации - случайные сливы финансовой документации, источником которых являются публикация в интернете финансовой информации британских студий и очень редко работа северокорейских хакеров. Самый знаменитый слив случился в 2014-м году, когда один из журналистов Forbes, изучая опубликованную налоговую документацию обнаружил, что фильм "Пираты карибского моря. На странных берегах" стоил не 250 миллионов долларов, как утверждали профильные издания в 2011-м, а целых 379. С тех пор именно этот фильм по версии Википедии считается самым дорогим в истории и возглавляет большинство интернет-списков. Однако, есть несколько "но". Во-первых, не совсем понятно идет ли речь только о производственном бюджете, или в документ были включены расходы, которые как правило в бюджет фильмов не включаются. Во-вторых, спустя несколько лет специализирующаяся на финансовой киноаналитике фирма Film LA опубликовала "исследование", согласно которому стоимость "Мстителей. Эры Альтрона", составила не заявленные Variety и The Hollywood Reporter в 2015-м году 250 миллионов, а целых 444 миллионов, превратившихся в 365 после возврата части налогов. Спустя еще год с небольшим тот же Forbes опубликовал еще одну финансовую аналитику из Британии, согласно которой "Эра Альтрона" стоила уже 495 миллионов. При этом ни одна из цифр, если честно, не вызывает 100% доверия. Кроме того, финансовая документация большинства фильмов в прессу все же не сливается, и есть вероятность, что что-то может стоить и больше указанных выше цифр.

Во времена "Клеопатры" (самого дорогого фильма 60-х) бюджеты фильмов еще не было скрывать.
Во времена "Клеопатры" (самого дорогого фильма 60-х) бюджеты фильмов еще не было скрывать.

Если с цифрами понятно, что ничего не понятно, и правда никогда не будет обнародована в нужном объеме, чтобы составлять сравнительно достоверные списки "самых дорогих фильмов", то возникает закономерный вопрос: зачем студии занижают цифры? Ответ прост: занижение официально озвученного бюджета - мера предосторожности на случай его провала. Каждый неудачный премьерный уикенд обрушивает акции студии на бирже, поэтому от греха подальше лучше предоставить цифры меньше реальных раза в полтора. К слову, так было не всегда. В 50-е и 60-е бюджет фильма был важным элементом рекламной кампании, и самые крупные проекты рекламировались за счет грандиозности постановки, которую проще выразить в цифрах. Но в последние 25-30 лет ситуация изменилась и за редким исключением кинокомпании предпочитают скрывать цифры.