часть I
Лето в Черничной долине было в самом разгаре. Рыжий Вжух, с корзинкой полной ягод, брёл по тропинке, ведущей от Тернового Ручья к Аббатству Олдерли. Тропинка петляла между вековых, скребущих кронами небосвод, дубов и голубых елей, огибая Грозовой Утёс и Вдовий колодец, прямо к Аббатству Олдерли. Рыжий Вжух жил там почти с рождения, и был послушником аббата Родрика. Впрочем сам аббат чаще называл его непослушником, хотя сам Рыжий Вжух никак не мог взять в толк почему – он всегда всё делал, как ему велели. По крайней мере очень старался. По крайней мере в самом начале. Но он же не виноват в том, что бабочки такие красивые и ловить их гораздо интересней, чем учить буквы, географию и названия рек и растений! Вот так и сейчас – Матушка Олениха велела ему набрать грибов, но Рыжий Вжух не стал её слушать. То есть в самом начале он честно собирал грибочки, пока не попал на поляну, полную черники. Кому нужны эти грибы? Вот ягоды – другое дело, особенно когда кругом полно черники, а барсук Гуго ещё позавчера нашёл целый земляничный холм. Надо не забыть поделиться с ним ягодами! Брат Гуго всегда делился с Рыжим Вжухом, нехорошо будет обижать барсука.
Дойдя до Вдовьего колодца, Рыжий Вжух решил устроить привал – солнце припекало и ему хотелось воды, да и Старая Яблоня, в тени которой и находился колодец, обещала не только прохладу, но и сочные фрукты. Все знают, что на одной половине Яблони растут красные и душистые яблочки, а на второй – медовые груши. Да и вода в колодце всегда была чуть солоноватая. Почему так – Рыжий Вжух не знал, но очень хотел узнать. Сойдя с тропы и дойдя до Яблони, Вжух увидел красную грушу, так и просившуюся в ладонь. Протянув руку, Вжух почти дотянулся, но тут на лицо села большая фиолетовая бабочка, коих в Черничной долине водится великое множество и Рыжий Вжух, попытавшись смахнуть её, поскользнулся на мокрой траве и кувырком скатился к подножию колодца. Потерев ушибленную макушку, Вжух немного осмотрелся: рубашка была испачкана, а штанина немного порвана. Плохо его дело – матушка Олениха опять будет ругаться, а уж как ему достанется от аббата Родрика, лучше и не думать.
Но тут Рыжий Вжух увидел то, что заставило его забыть о неминуемой каре, и даже о сладких грушах – у самого основания Вдовьего колодца , там, где от влаги камни густо поросли мхом, показалось нечто, что завладело Рыжим Вжухом на долгие недели. Это была высеченная на самом нижнем булыжнике фигура рыцаря в доспехах, на щите которого было написано… Рыжий Вжух с десяток раз потом переспрашивал у взрослых в Аббатстве, включая самого Родрика, но никто, даже Крольчиха Нэн, ничего не знали.
Дело в том, что Рыжий Вжух обнаружил там вырезанного на камне рыцаря, в тяжёлом доспехе и с огромным двуручным мечом. Рыцарь протягивал руку к сверкающей чаше, а ниже Вжух не без труда разобрал странный стих:
Настанет лето средь зимы,
И соберётся гроза.
Ворон взлетит на каменный крест
И досыта крови напьётся.
Меж десятью и тринадцатью
Чёрное лихо придёт –
Волк чернолицы нагрянет с Востока.
В час, когда трижды змея прокричит,
Без перекладины каменный крест
Кровью орла обагрится.
Рыжий Вжух, до того момента хотевший только попить воды и чтоб матушка Олениха не сильно бранилась, не на шутку перепугался. Пускай уж лучше его оставят без пирога, но скажут, что это лишь чья-то шутка. Взяв лукошко с ягодами, Вжух заторопился домой – эвон какую тень отбрасывает старый орешник. А вдруг там, на ветвях притаился этот самый чёрный волк, а из большого дупла его сейчас настигнет та самая кричащая змея? Нет уж, пора домой, подумал Рыжий Вжух, засеменив по знакомой тропинке, как нельзя вовремя оказавшейся под ногами.
Аббатство встретило Рыжего Вжуха обычной предпраздничной суетой – ведь уже через несколько дней наступит Ночь Всех Святых, а значит в Олдерли соберутся жители всей Черничной долины. Все, кроме самых маленьких, до утра будут прыгать через костры, угощаться сладостями ( в особенности тыквенным пирогом и даже шоколадом!!) и слушать страшные-престрашные истории от взрослых. А тем, кто постарше, аббат Родрик, старый, но весьма бодрый медведь, разрешит попробовать ячменного пива! Сам аббат говорил, что такого пива, как варят нынче еноты, не пробовал даже король Артур. Что это за король, и чем он знаменит, Рыжий Вжух не знал, но с нетерпением ждал, когда же матушка Олениха позволит ему попробовать этого янтарного, пенящегося напитка, пахнувшего свежим хлебом и весенними травами. Впрочем, сейчас его волновало только увиденное у Вдовьего колодца, а значит, надо срочно отыскать аббата Родрика и расспросить его побыстрее, пока старшие не успели наказать Рыжего Вжуха за отсутствие грибочков!