Найти тему
Море, люди, корабли.

Легкий крейсер "Сидней". Цена беспечности

На канале уже поминался чудный город Сидней, в Австралии, а теперь о легком крейсере «Сидней», одном из кораблей имя это носивших.

Легкий крейсер «Сидней» был прокачанным вариантом проекта легких британских крейсеров «Линдер», их общим «папой» был тип тяжелых крейсеров «Йорк». По началу он именовался «Фаэтоном», но после решения передать его австралийцам, те переименовали его в «Сидней». От своих старших братьев, «Сидней» отличало эшелонированное расположение силовой установки, то есть чередование котельных и машинных отделений, в итоге котельных отделений стало два, из-за этого крейсер обзавелся второй дымовой трубой, что поменяло силуэт. Если турбины, в том же количестве, что и на «Линдерах», то вот котлы были заменены на четыре повышенной паропроизводительности, вместо шести. Данное улучшение позволило энергетической установке «похудеть», на сто десять тонн, а доводка крейсерских турбин позволила снизить расход топлива, увеличение запаса топлива, за счет использования высвободившегося веса дало прирост дальности. Правда из-за нового варианта энергетической установки длина корпуса подросла на два метра, но это ничуть не ухудшило характеристики корабля. Да кстати и «Сиднея» было два братика, такие же как он и как и он поименованные в честь австралийских городов «Хобарт» и «Перт». Кстати присутствует путаница в названии класса этих крейсеров, так как «Перт» был заложен первым, всю троицу иногда называют крейсерами класса «Перт», но так как «Сидней» закончили первым, то их иногда называют крейсерами класса «Сидней». Компромиссное название класса «Улучшенный Линдер».

«Сидней» получился красавчиком, ну как и его братья, в лучших традициях британских легких крейсеров построенных в тридцатых годах двадцатого века. Приличная скорость в тридцать два узла и дальность в семь тысяч миль на пятнадцати узлах, сочетались с хорошо сбалансированным бронированием и главным калибром в 152 миллиметра, в четырех двух орудийных закрытых башнях. Основной универсальный калибр был представлен 102 миллиметровыми орудиями числом четыре штуки, также был двенадцать пулеметов, восемь торпедных аппаратов и самолет на катапульте.

В начальный период второй мировой «Сидней» был везунчиком, но все поменялось с переходом его на Тихоокеанский театр боевых действий, поближе к порту приписки в Австралии.

Происшествие из-за которого именно легкий крейсер «Сидней» вошел в историю и стал часто упоминаемым, случилась 19 ноября 1941 года, недалеко от острова Дерк-Хартог, что у западного побережья Австралии. Сопроводив лайнер с войсками «Зеландия», крейсер шел ближе к дому, когда около 16 часов по местному времени наткнулся на якобы голландское судно, которое почему то стало убегать от него. Немецкий замаскированный рейдер «Корморан» может и сбежал бы, но у него сдох дизель номер четыре. Через пол часика «Сидней» нагнал беглеца и прожектором попросил представится, экипаж «Корморана» начал сдавать тест на то насколько они голландцы и как хорошо знают коды союзников. На последнем вопросе немцы срезались, не ответив на кодовый запрос «IK», полагающимся «IIKP». Тогда с «Сиднея» задали контрольный вопрос «Укажите свой секретный позывной. Дальнейшее молчание может только ухудшить ситуацию». Тут немцы осознали, что терять им нечего подняли флаг германского военного флота сопроводив его залпом из 150 миллиметровых орудий. Второй залп разворотил на «Сиднее» систему управления огнем. Пользуясь небольшой дистанцией немцы молотили по незадачливому крейсеру из зениток и пулеметов, не давая его экипажу добраться до боевых постов. В самом начале боя с «Корморана» были выпущены торпеды, одна из них достала «Сидней» где то к середине сражения в районе носа перед первой башней. Австралийцы открыли огонь из кормовых башен и не смотря на частые промахи, не оставили «Корморану» шансов выйти из боя живым. В финале боя «Сидней» уходил объятый пламенем на юг, экипаж «Корморана» покидал горящее судно, опасаясь взрыва склада мин в трюме рядом с горящим машинным отделением.

О бое австралийцы узнали от спасшихся членов экипажа германского рейдера, которых они подобрали 23 ноября 1941 года. Самым потрясающим для Австралии было то, что из экипажа «Сиднея» никто не спасся, второе, что удивляло это как боевой корабль, могло потопить, пусть и переделанное гражданское судно. До момента обнаружения обломков «Сиднея» на дне в 2008 году, выдвигалось много теорий, вплоть до тайного участия японского флота. Обследование останков привело к неутешительному выводу — экипаж «Сиднея» сгубила, просто не объяснимая для военных моряков беспечность. Они подошли слишком близко к подозрительному судну, что позволило «Корморану» провести дерзкую, ошеломляющую атаку, с использованием всех огневых средств.

Останки «Сиднея» покоятся на глубине два с половиной километра по координатам двадцать шесть градусов, двадцать четыре минуты, девятнадцать секунд южной широты и сто одиннадцать градусов двадцать одна минута, тридцать три секунды восточной долготы.

Модель бумажная Легкий крейсер "Сидней"

https://www.morkniga.ru/p827593.html