Альбом "Theli" группы Therion, вышедший 9 августа 1996, является самым важным симфо-метал альбом из когда-либо выпущенных. Можно сказать, что он заложил основы жанра и является непревзойденным эталоном. Это то произведение, которое необходимо послушать хотя бы раз в жизни каждому, уважающему себя, фанату тяжелой музыки. Конечно это не первый случай, когда тяжелые коллективы использовали элементы симфонической музыки, но "Theli" ярко выделяется на фоне остальных тем, что их стремление объединить оперные и симфонические элементы с doom-металом, готикой, а также power-металом привело к тому, что группа Therion смогла изобрести нечто чрезвычайно смелое и оригинальное, что-то абсолютно новое не только в плане музыки, но также и с точки зрения атмосферы, технического подхода и исполнения. В этом альбоме представлены сложные композиции, которые включая мрачный и грубый вокал, полноценный хор, захватывающие риффы, яркую работу ритм-секции, а венчает это всё незабываемое звучание клавишных. Классическая музыка и хэви-метал никогда до этого так органично не соединялись. В то время было ощущение, что метал-сцена теряла силу, но такие группы, как Amorphis, Moonspell и Therion, воспользовались своим шансом, и благодаря своему смелому подходу и постоянному поиску чего-то нового, смогли обрести культовый статус.
Впервые я услышал "Theli", когда мне было лет семнадцать, и если попробовать описать чувство, которое у меня тогда возникло, то это будет, примерно, "охренел!". В жизни бывает редко бывают такие моменты, когда вы слушаете музыку и понимаете, что это действительно что-то "невероятное". Вот, примерно, это я и испытал, когда закончилась песня "To Mega Therion".
Дальше я просто сидел в немом удивлении со слегка открытым ртом. Красота мелодии симфонического оркестра, объединенная с классными тяжелыми риффами, грубый вокал Кристофера Йонссона и хор Северогерманского радио дарили невероятные ощущения. Кстати, благодаря Therion у меня изменилось отношение классической музыке - я понял насколько это круто. Ну а что касается Therion , то эти шведские дэт-металисты, записав альбом "Theli", изобрели новый невероятный жанр.
Самое прекрасное и удивительное в "Theli" то, что на всём альбоме нет слабых мест, начиная с инструментального вступления "Preludium" , которое мягко погружает в таинственную атмосферу альбома и мощнейшей "To Mega Therion", которую просто обязан услышать каждый человек на земле, и заканчивая "Grand Finale / Postludium" и тремя бонус-треками, в том числе блестящим кавером на песню "Fly To The Rainbow" группы Scorpions.
"Cults of the Shadow" - еще одна изюминка альбома, в которой много прогрессивных элементов, в результате чего песня звучит очень таинственно и оккультно, а клавишные вместе с женским хором создают удивительную атмосферу. Вообще пятый альбом Therion в полной мере продемонстрировал талант Кристофера Йонссона и других участников группы.
Еще одной сильной стороной этого альбома является стилистическое разнообразие. В "Theli" можно услышать симфонический метал, мелодик- дэт, прогрессивный, неоклассический и пауэр-метал, причем всё это звучит слитно и едино. "To Mega Therion" - это своего рода типичный симфонический пауэр-метал с оперным вокалом, "Cults of the Shadow" звучит прогрессивно и очень красиво, "In the Desert of Set" и "Nightside of Eden" -это классные мелодичные песни с некоторым влияние дэта, но в неоклассическом прочтении, "Invocation of Naamah" обретает мощь и скорость пауэр-метала, но при этом прекрасно сочетается с классикой. "The Siren of the Woods" - самая длинная и медленная песня на "Theli", которая отличается от всех остальных. Это, по большей части, инструментальный трек, и в нем практически нет тяжелого звучания, зато есть удивительный и успокаивающий женский вокал, а когда подключается мужской вокал, то спокойно можно представить, что находишься где-то в опере. Можно сказать, что "The Siren of the Woods" - самая смелая и радикальная для Therion, по крайней мере в тот период, так как она буквально разрывает шаблон того звучания, которое было у группы ранее. Тем удивительнее смелое решение коллектива, выбравшего именно эту песню в качестве сингла.
Отдельно стоит поблагодарить группу за лирику. Мне повезло приобрести кассету с большим разворотом и с текстами всех песен, поэтому я мог накрутить громкость на всю и подпевать хору и вокалистам (хорошо, что этого никто не видел и не слышал). Тексты песен основаны на различных мифологиях, в том числе древнегреческой, христианской, египетской и многих других. Сложно понять всё о чём поётся в песнях, если вы не знаток мифологии. Но это, в общем-то, не имеет значения, так как тексты идеально подходят к музыке, и можно просто наслаждаться композицией. Но если вы любопытный человек, то лирика альбома - это также хороший шанс расширить свою кругозор.
Про качество записи нет смысла даже говорить, всё сделано на высочайшем уровне. Группа потратила много денег на создание этого альбома, пригласив сессионных музыкантов и хор Северогерманского радио, и эти деньги потрачены не зря. Все проделали отличную работу, а оперный вокал и симфонические аранжировки просто поражают воображение. Они вознесли этот альбом на самый высокий уровень, практически недостижимый.
"Theli" можно рассматривать как полноценную метал-оперу, и хотя это не концептуальный альбом, он успешно создает особый новый мир, мир, полный мифов и фантазий. Запоминающиеся мелодии и вокал делают песни запоминающимися, а стилистическое разнообразие может удовлетворить вкус практически каждого любителя музыки, и не обязательно тяжелой. Это один из тех немногих альбомов, которые обязательно поразят и восхитят вас при первом прослушивании. "Theli" знаменует собой важный поворотный момент в карьере Therion - это начало их золотой эры, альбом ставший квинтэссенцией всего лучшего в творчестве группы. И если вы еще вдруг не слышали его, то просто попробуйте. Это самая настоящая классика, которая будет ей оставаться вне времени.