Правление Елизаветы, «дщери Петра», вошло в историю как эпоха танцев, развлечений и бескровной политики.
Дочь Петра
Елизавета Петровна появилась на свет в триумфальном 1709 году. В день ее рождения Москва с размахом встречала победителей при Полтаве. Девочка росла, окруженная заботой и лаской родителей. Она имела шансы стать королевой или принцессой чуть ли не всех монарших домов Европы. Ее прочили в супруги Людовику XV, о чем хлопотал сам император Петр I, ее отец. Сама Елизавета, готовясь к новой роли, идеально выучила французский язык.
Еще при живом отце Елизавета слыла первой красавицей Европы. Блистая на ассамблеях Петербурга, она вызывала восхищение западных дипломатов. Когда в 1725 году Петра I не стало, а спустя полтора года лучший из миров покинула и Екатерина I, ее мать, жизнь Елизаветы потекла совсем иначе.
В 1730 году высшие сановники возвели на трон Анну Иоанновну, племянницу Петра I. И это при том, что Елизавета имела больше прав на русский престол. Началась опасная игра. Цесаревне нужно было проявлять максимум осторожности, чтобы не вызвать гнева новой императрицы.
Дворцовый переворот
В 1740 году власть в стране поменялась. И снова могущественные сановники дали корону не Елизавете, а дальней ветви Романовых, внучатому племяннику Анны Иоанновны, двухмесячному Ивану. Регентом при нем должна была стать его мать, Анна Леопольдовна. Гвардия, главная военная сила в столице, уже целиком симпатизировала «дщери Петра».
Осенью 1741 года Елизавета получила несколько явных сигналов о том, что ее соперница, Анна Леопольдовна, может ее упредить. И вот тогда, ночью, надев поверх платья кирасу, она отправилась в казармы Преображенского полка. В ту ночь на российском престоле вновь утвердилось потомство Петра Великого.
Императрица Елизавета Петровна
Став самодержицей Всероссийской, Елизавета безудержно предалась своим любимым развлечениям. Один за другим меняя все новые и новые наряды, она, как казалось современникам, только и занималась, что танцевала на балах и маскарадах. Говорили, что не было пощады той женщине, которая осмеливалась затмить красоту государыни. Первой рассматривая все заморские ткани, привозимые купцами в столицу, Елизавета Петровна не жалела денег на весь понравившийся рулон. Делала она это для того, чтобы у других дам не было соблазна сшить себе наряд из такой же материи.
Прославилась государыня и отменой смертной казни. Целое поколение выросло в стране, где не применялась высшая мера наказания и кнут не мог коснуться благородного.
Медленно, но верно развивалась при Елизавете внутренняя торговля. Появились первые банки, предоставляющие всем желающим кредиты под 6% годовых. В четыре раза увеличилось количество промышленных предприятий.
Что касается внешней политики, то в 40-е годы XVIII века воинственно настроенный король Пруссии Фридрих II вознамерился играть ведущую роль в европейской политике. Крупнейшие континентальные державы во главе с Марией Терезией, Елизаветой Петровной и мадам де Помпадур, коалицию которых остроумный Фридрих назвал «союзом трех нижних юбок», воспротивились этому.