Найти тему
Prophetmaster Audio

Сделано в СССР: Эстония УП-010 и Эстония УМ-010

Будучи студентом, в конце 80-х, мечтал о таком комплекте усилителей и об АС "Эстония" с плоскими диффузорами. Но тогда это стоило очень дорого для меня, поэтому сначала обходился катушечным Санда МК-012, в который был встроен достаточно приличный усилитель, а потом был Корвет 50У-068С. И все это работало на АС S-90 "Орбита" (35АС-016). Тоже неплохо по тому времени, но комплект от Эстонии так и остался несбыточной мечтой:).

Я был не одинок в своих чувствах - мой старый друг и одноклассник пошел дальше: он решил реализовать свою несбывшуюся юношескую мечту сейчас ( в 50 лет:))) ), собрав весь комплекс Эстония - 010 и восстановив его техническое и косметическое состояние. Причем, к покупке планировались не только двухблочный усилитель и АС, но и CD проигрыватель Эстония ЛП-001С, и виниловая вертушка Эстония ЭП-010С, тюнер Эстония-010С, и даже двухкассетная дека Эстония-110 С. Насколько я знаю, пока не нашел и не купил он только эту кассетную деку, а остальное уже есть и находится в разной стадии процесса реставрации.

Восстановить техническое состояние усилителей он попросил меня, но без апгрейдов и переделок, а также без использования дорогих электролитических конденсаторов. Поэтому, для замены были выбраны электролиты южнокорейского производителя Samwha (серий RD и SD). Samwha является очень крупным и старым производителем - лет 10 назад, или даже больше, Samwha вобрала в себя еще и производственные мощности Samsung этой направленности. Конденсаторы недорогие, но по измерениям не сильно отстают от бюджетных серий Nichicon.

Эстония УП-010, вид изнутри
Эстония УП-010, вид изнутри

Технические параметры предварительного усилителя:

Чувствительность - 200 мВ

Регулировка тембра: НЧ (40Гц) -12 дБ  ВЧ (16 кГц) -12 дБ

Коэффициент гармоник: не более 0,03 %

Отношение сигнал/шум: не хуже 71 дБ

Разделение каналов: 48 дБ

Выходное напряжение: 1 В

Потребляемая мощность: 20 Вт

Габаритные размеры: 460 х 88 х 397 мм

Масса - 6,5 кг

Эстония УМ-010, вид изнутри
Эстония УМ-010, вид изнутри

Технические параметры оконечного усилителя:

Диапазон эффективно воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ относительно 1000 Гц в диапазоне 20-25000 Гц: ±0,4 дБ

Номинальная выходная мощность на канал: 35 Вт/8 Ом

Максимальная выходная мощность на канал: 50 Вт/8 Ом

Коэффициент гармоник в диапазоне 40-16000 Гц: 0,03%

Коэффициент общих искажений интермодуляции: 0,06%

Отношение сигнал/взвешенный шум: 105 дБ

Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 56 дБ

Потребляемая мощность от сети при выходной 2х10 Вт: 105 Вт

Габаритные размеры: 460 х 88 х 395 мм

Масса: 13 кг

Конструкция и комплектация оконечника и преда вполне приличные для своего времени, компоновка не лишена логики, особенно, в оконечнике. Блок питания УМ, несмотря на Slim-конструкцию корпуса, обладает значительной энергоемкостью - мощный тор и два конденсатора по 15000 мкФ. В принципе, оба аппарата были рабочие, но звучали достаточно посредственно, что не удивительно - на платах были даже вытекшие электролиты. Поменял емкости, почистил переключатели, регуляторы и настроил режимы. Больше ничего делать не пришлось.

Плата индикаторов УП
Плата индикаторов УП

Обратил внимание на большое количество микросхем 157УД2 - во времена СССР они были одними из лучших по звучанию и, кстати, эти ОУ не имеют зарубежных аналогов, так как являются полностью отечественной разработкой.

Стабилизаторы напряжения в УП
Стабилизаторы напряжения в УП

Что еще понравилось - с лицевой стороны платы краской нарисована топология обратной стороны, что очень удобно при поиске неисправностей. Читал где-то в Интернете, что оконечники Эстония собирались хорошо, а вот в предах была "некачественная сборка". Не знаю, что имелось в виду, но в том экземпляре, что попался мне, все нормально с качеством сборки и в преде, и в оконечнике.

Плата селектора входов и корректора для винила
Плата селектора входов и корректора для винила

Оконечный усилитель обоих каналов выполнен на одной плате и расположен так, чтобы минимизировать длину проводников как силовых цепей, так и сигнальных. Выпрямитель сделан на быстрых и мощных диодах КД213, оснащенных радиаторами охлаждения.

Плата оконечного усилителя
Плата оконечного усилителя

Пред имеет достаточно развернутую коммутацию и даже токовый выход для записи на магнитофон. Правда, не так уж много магнитофонов я видел с токовым входом.

Линейных входов у предварительного усилителя 4, если считать магнитофонные. Два входа для проигрывателя винила с картриджем ММ, два коммутируемых выхода на оконечный усилитель, отключаемый темброблок, отключаемая тонкомпенсация, режим приглушения громкости на 20 дБ, набор ВЧ и НЧ фильтров, выход на наушники (DIN). Разъемы все стандарта DIN, кроме акустических терминалов у оконечника, в которые даже можно бананы воткнуть. К усилителю подключается две пары АС, есть селектор выбора. Версия, которая попалась мне, рассчитана только на АС не менее 8 Ом. Если подсоединить АС 4 Ом, то реле защиты может даже не подключить АС. Для соединения преда и оконечника нужен специальный кабель - со стороны преда каждый канал имеет отдельный разъем DIN, а в оконечнике входное гнездо одно, на оба канала.

Вид усилителей со стороны тыловых панелей
Вид усилителей со стороны тыловых панелей

Сзади виден ценник на оконечнике - 290 руб, на преде ничего не указано - может, краска стерлась со временем, но знаю, что стоил он 340 руб.

По окончании работ и после инструментального контроля я его послушал. Звучит Эстония неплохо, но мне кажется, что совсем не лучше Корвета 50У-068С, и что зря в свое время переживал, что не удалось купить. Но дизайн тоже много значит при выборе, а он тут на высоте.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Scott 480A

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Akai AM-69

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)