Детская стоматология. Крошечный холл, не рассчитанный на огромные очереди, толпы изнемогающих родителей и их детей. Страшная духота. Негде присесть.
Кажется, будто очередь не двигается. Проходит час. Ничего не происходит, и только новые и новые посетители прибывают в этот душный закуток.
Рядом с нами мечется женщина с девочкой лет двух. Малышка то улыбается, то принимается реветь: устала. Пару раз скользит по полу, падает. Снова рёв.
Ее маме нужна справка от стоматолога. Малышку ничего не беспокоит, но без бумажки с печатью врача девочку не примут в садик...
Женщина мечется от регистратуры к кабинету. Дергает дверь, просит врача принять ее без очереди. Получает отказ. Идет на рецепшен, ругается с администратором. Расталкивает локтями других посетителей. Несколько раз больно шлепает ревущую от усталости дочку.
Атмосфера в стоматологической поликлинике и без того напряжена. Но эта женщина, кажется, накаляет обстановку до предела. Еще секунда, неосторожно сказанное кем-то слово или случайно задетый посетитель — и начнется перепалка.
Мы с мужем (тоже пришли показать ребенка стоматологу, плановый прием) переглядываемся.
— Ты думаешь о том же, о чем и я?
— Ага.
— Она на грани. Ей очень тяжело. Она страшно устала. А со стороны выглядит так, будто она просто ужасная мать: лупит ребенка, скандалит со всем белым светом.
— Да, так и есть...
Думаю, мы не сильно пошли против истины в своих предположениях. И часу в этой поликлинике, где был катастрофический дефицит свежего воздуха, предшествовали сутки и сутки ее усталости.
Мужчина с ребенком, чья очередь была идти к врачу, будто прочитал наши мысли. Заглянул к доктору:
— Могу я пропустить эту женщину с малышкой? Ребенок устал, она измучилась. А ей нужна всего лишь справка...
Доктор согласилась. Женщина просияла, схватила свою девочку в охапку и зашла к врачу. Выйдя, поблагодарила мужчину.
В воздухе сразу будто прибавилось кислорода. Все выдохнули, некоторые заулыбались.
А я вновь подумала о том, как легко судить и обвинять, ничего не зная о человеке. Увидела неприглядную лягушачью шкурку — и вот оно, готовое суждение.
Да только «лягушачья шкурка», темная сторона личности, есть у каждого. В минуты слабости ее видят окружающие. Как у этой измотанной до предела женщины с маленьким ребенком в той поре, когда малышке требуется максимум маминых усилий, внимания и терпения.