Найти в Дзене
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

70 седьмин

-2

Структура 9 главы предельно проста. Она включает в себя две главных части: молитву Даниила и откровение о будущем его народа, которым предшествует краткое описание обстоятельств им сопутствующих.

Молитва Даниила не имеет, на сколько это видно, четкой литературной структуры. Но прежде чем приступать к рассмотрению этой молитвы необходимо сказать несколько слов о молитве вообще.

Молитва — это не заклинание, не код открывающий доступ к получению просимого. Молитва — это общение. И как для любого искреннего живого общения для молитвы характерна спонтанность, некая бесформенность. Для тех кто сейчас начинает вопиять о молитве «Отче наш», которой Христос учил апостолов, нужно сказать, что Христос желал передать дух а не форму. Мы не будем сейчас углубляться в молитву «Отче наш» чтобы подтвердить вышесказанное. Достаточно привести несколько соображений. Во-первых, если Христос учил апостолов тому, что их молитвы должны содержать прославление, покаяние, прошение и чего-то там еще, то Его собственная молитва записанная в 17 главе Евангелия от Иоанна явно не соответствует этой форме. А во-вторых, молитвы самих апостолов, записанные в Библии также не укладываются в форму молитвы «Отче наш» (Деян.4:24-30, например). Если мы рассмотрим все молитвы Писания, то обнаружим, что большинство из них не имеют никакой структуры. Они спонтанны, бесформенны, уникальны. Почему «большинство»? Потому что есть еще псалмы. У псалмов (у многих псалмов) есть структура. Но псалмы — это поэзия, это — Писание, наконец. А как же «Отче наш»? «Отче наш» - это не столько молитва, сколько виденье и дух подлинной близости с Богом. «Отче наш» - это золото: при сравнительно малом объеме имеет огромный вес. Или, говоря компьютерным языком, «Отче наш» - это плотно упакованный архив. Чтобы произнести молитву «Отче наш» - необходимо менее минуты, но чтобы развернуть ее смысл необходимы многие часы. Поэтому молитвы — это не форма, молитва — это дух. Попытки запихнуть свои молитвы в некую форму обречены на утрату радости общения с Богом. Молитва — это то, что идет от сердца, это искренний разговор о том, что важно и интересно. Молитва — это внимательное вслушивание в себя и в Бога, стремящееся к тому чтобы звучать в унисон.

Что же касается молитвы Даниила, то, несмотря на отсутствие структуры, в ней можно выделить несколько характерных черт.

Во-первых, для молитвы Даниила характерно виденье того, что Бог строит отношения с народом, как с единым целым. Даниил в своей молитве ни разу не говорит «прости их, они согрешили против Тебя». Он всякий раз говорит «мы», причисляя тем самым и себя к тем, кто виновен перед Богом. Народ — это единое целое. И судьба народа — это общая судьба здесь на земле. Иудейский народ согрешил и отступил от Бога, в результате он пошел в вавилонский плен. Пошли не только те, кто был непосредственно виновен, но и те, кто оставался Богу верен (Даниил и его друзья например). С точки зрения спасения — каждый лично решает, но с точки зрения земной жизни — церковь является единым целым (это раз), и судьба народа, к которому мы принадлежим, является нашей. «Ангел сказал: «Нет, ты сторож брату твоему».

Во-вторых, для молитвы Даниила характерно покаяние. И покаяние это подлинное, поскольку Даниил подчеркивает, что хвалиться нечем, с одной стороны, и грех не имеет оправдания, с другой стороны. У грешного человека есть врожденная склонность к тому, чтобы хвалиться. Нет, конечно, не все делают это напоказ. Но грешному человеку свойственно хвалиться собой, своим знанием, умением, опытом, поступками, словами, принадлежностью, обладанием (особенно в том, что касается внешности) и много еще чем. Грешному человеку это необходимо как воздух. Потому что для грешного человека характерна нагота, нагота не только физическая, но и душевная. Это очень болезненное переживание. Поэтому для грешного человека свойственно бежать от сознания собственной наготы (часто в то, чтобы выставлять на показ наготу окружающих людей). Болезненность наготы заключается не в ней самой, но в чувствах страха и стыда, которые ей сопутствуют. И здесь возникает вопрос: почему Даниил так свободно предстает перед Богом в своей наготе? Ответ на этот вопрос приводит нас к третьей характерной черте его молитвы.

В-третьих, для молитвы Даниила характерно виденье Бога не только как того, кто праведен в своем суде, но как того, кто милостив к грешнику: «А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него». Какова реакция Бога на грех иудейского народа? Милосердие и прощение. Иными словами, когда иудеи отвернулись от Бога и стали жить в грехе, Бог смотрел на них с сочувствием и был готов простить, если они к Нему обратятся. Бог Даниила — это праведный судья, но это судья, у которого сердце разрывается от сочувствия к тем, кто от Него отвернулся. У Николая Гумилева в стихотворении «Вечное» есть такие слова о Христе: «...Кто был суров к моим усладам и ясно милостив к вине...» Бог — это тот, кто суров к нашим вожделениям, но милосерд к нам в нашей вине. К такому Богу можно приходить таким, как есть: со всей своей неправильностью, неправедностью, со всей своей наготой. И если человек не решится через боль и стыд наготы отдаться откровенному общению с Богом, то он никогда не познает плодов подлинного прощения и радости общения с Ним.

Эти три особенности молитвы Даниила подчеркивают подлинное виденье ближних, себя и Бога, которое характерно для библейского мышления в целом.

В отличие от молитвы Даниила, откровение переданное ему ангелом имеет четко выраженную структуру текста. В первом приближении можно выделить четыре отрывка, каждый из которых, может быть кроме первого, состоит из двух частей или четырех строк, записанных в форме прямого параллелизма. Ниже приведен дословный перевод текста пророчества. Здесь нужно сказать, что перевод всегда включает себя толкование текста. Не бывает нейтральных переводов. Из всех возможных вариантов представлен, на мой взгляд, наиболее соответствующий общему тону апокалиптических пророчеств.

-3

Первый из четырех отрывков в целом характеризует суть откровения и ее 4 цели. 70 раз по 7 лет отделены для иудейского народа. Почему не 490 вечеров и утр? Почему именно такая форма подачи времени? Цифра семьдесят уже появлялась в девятой главе книги пророка Даниила в самом ее начале. Описывая обстоятельства молитвы он говорит, что нашел в книге пророка Иеремии информацию о том, что вавилонский плен продлится 70 лет. Параллель очевидна. Иными словами, 70 раз по семь лет — это примерно то же, что 70 лет вавилонского плена. Задачи те же. Откровение было призвано прояснить происходящее. Да, время вавилонского плена подходит к концу, но того, к чему он должен был послужить не произошло — народ не покаялся. Это хорошо видно из того, сколько иудеев пожелало вернуться на родину, когда Кир, Дарий и Артаксеркс издали каждый в свою очередь указы о возвращении и восстановлении иудеи и Иерусалима. Первая из 4х задач, которым призваны были послужить это годы, подтверждает вышесказанное: «… чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония». Следующая задача, «чтобы приведена была праведность вечная», похоже, говорит о результатах распятия и воскресения Христа (Евр.10:14-18). «... запечатаны были видение и пророк» обычно понимается как видение полученное Стефаном, когда его побивали камнями в 34 г., что явилось точкой в истории Израиля как избранного народа. «... помазано было Святое святых» - здесь речь идет о начале служения Христа как первосвященника в небесном святилище. Сошествие Духа на пятидесятницу в 31г. понимается как капли елея падающие на землю во время помазания первосвященника на служение. Три следующих отрывка детально описывают каждую часть периода.

Второй из четырех, или первый из трех, отрывков открывает и характеризует время до пришествия Христа. Христос явится через 483 года (7*7=49 лет + 62*7=434 года, 49+434=483), но время это будет тяжелым. Книги Ездры, Неемии, а также пророков Млахии и Аггея дают некоторое представление об этом времени. В 27 г. Христос принимает крещение.

Третий из четырех, или второй из трех, отрывков говорит о смерти Христа и разрушении Иерусалима, с одной стороны, и о разрушении Римской империи и опустошении Иудеи, с другой. Вряд ли есть в Писании место, которое бы так прямо говорило о том, что мессия умрет. В 70 году во время осады Иерусалима римскими войсками храм был сожжен, а после восстания Бар-Кохбы в 136 году Иерусалим был распахан как поле. «… конец его в наводнении» - судя по всему, речь идет о «народе вождя, который придет», то есть о гибели Римской империи «в наводнении». Это очень меткое замечание. Агонизирующий с своем разложении Рим погиб во время великого переселения народов, которые, как известно, в Писании сравниваются с водами (Откр.17:15). А в книге Откровение гибель языческого Рима описывается как падение горы в море (вторая труба). «... до его конца назначена война опустошения» - здесь есть сложность. Возможны два толкования, оба из которых, скорее всего правильные, поскольку пророчества часто имеют несколько уровней исполнения. Первый вариант: пророчество говорит о том, что вплоть до гибели Рима будет война «опустошения». То есть, Рим будет разорять иудею пока сам не сгинет. Второй вариант: Рим будет разорять Божий народ пока не сгинет. В поддержку второго варианта нужно сказать, что в пророчестве 7 главы зверь из которого появляется малый рог считается живым вплоть до окончания суда. То есть, пророчество подразумевает, что Римская империя существует в измененном виде вплоть до пришествия в виде папства. Так что то, что в пророчествах относится к Риму будет происходить и с папством. Это подтверждается еще и словом «опустошения», которое употребляется в следующем отрывке.

Последний отрывок, из всех последний, описывает результаты смерти и воскресения Христа. С одной стороны, прекращается церемониальное прообразное служение в храме в 31 г. в результате заключения Нового Завета, а с другой, близки заключительные события. «...и на крыле мерзости опустошающие» – нужно понимать как «близко, или скоро, последуют мерзости опустошающие. «На крыле» – вряд ли нужно понимать как «на крыле святилища», скорее эта фраза характеризует быстроту (на крыло встает саранча, что определяет скорость ее перемещения, крылья имели три первых зверя из видения 7й главы). «Мерзости» - это слово в Ветхом завете чаще всего используется в отношении идолопоклонства и всего, что ему сопутствует. То есть, опустошение, разорение являются результатом обольщения, с одной стороны, и отступничества — с другой. «Опустошающие» – то же слово, которым в видении 8й главы охарактеризовано папство и выше в 9й главе охарактеризована деятельность Римской империи. То есть, война Рима против Иудеи была больше чем просто вооруженным конфликтом одного государства с другим — это была война против Христа. «...до истребления изольется то, что назначено на опустошителя» – у этой фразы три исполнения: Рим языческий, папство, сатана. Последний отрывок говорит, что после смерти Христа вскоре последует отступление в идолопоклонство и истребление опустошителя.

В заключение нужно сказать, что эта глава книги пророка Даниила содержит еще одну важную истину. Тот, кто ищет, тот найдет. Кто с искренней молитвой взывает к Богу, не останется без света, когда это будет необходимо. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».