Найти тему

Люблю сей сад с его прохладой и цветами

Оглавление

Если вы при жизни хотели бы ненадолго оказаться в раю, причём с возможностью выбрать на свой вкус — геометрически правильно оформленный, разбавленный античными скульптурами или естественный, - вам одна дорога - в Архангельское.

Естественная гармония парка
Естественная гармония парка

Моё свидание с Архангельским случилось в день открытия музея-заповедника после многодневного сидения на самоизоляции, поэтому впечатления, полученные от прогулки, можно охарактеризовать только как радость свободы и торжество красоты.

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!

- а вот и А.С. Пушкин, он бывал в усадьбе, дух его и ныне здесь.

Солнце светило, душа ликовала. Отстояв к кассу солидную очередь, попадаем в парк. Стройные сосны, извилистые дорожки. Первая волшебная встреча — лошадки, впряжённые в небольшие кареты, на козлах - ослепительные красавицы вместо кучеров.

Подходим к дворцу. Несмотря на продолжающуюся реконструкцию, он великолепен. Селиться в этих местах начали с незапамятных времён: старейшая постройка — деревянная церковь Архангела Михаила относилась к XVI веку (сейчас на этом месте одноимённый белоснежный храм 1660 года постройки). Отсюда название вотчины. Одоевские, Черкасские и Голицыны — это всё владельцы усадьбы. Ещё в XVIII веке здесь был разбит французский сад, и имение приобрело черты парадного, предназначенного для балов и увеселений. Н.А. Голицын начинает грандиозное строительство. Приглашённый хозяином французский архитектор Шарль Герн возводит строгий дворец в классическом стиле. О нём я расскажу вам в следующей статье.

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!

- ликует душа пушкинскими строчками.

Обогнув дом, выходим на верхнюю террасу, которая строилась одновременно с дворцом итальянским архитектором Джакомо Тромбаро. Как известно, в садово-парковой культуре различают итальянский, французский и английский парки. Характерные черты всех трех стилей мы найдём в Архангельском.

Часть сада, примыкающая к дворцу, — итальянский парк. За основу создания этого стиля мастера брали произведения искусства Древнего Рима. В те времена все подчинялось четким пропорциям, выстраивалось по строгим линиям, в облике присутствовало великолепие и изящество, а в качестве доминанты был дом — в данном случае дворец. Италия – страна холмов, сады здесь разбиваются на склонах. Архангельское также располагается на высоком берегу старицы Москвы-реки. В Древнем Риме рабы выдалбливали террасы, а богатые римляне любовались местными красотами. Украшалось всё античными скульптурами. Всё это в точности можно увидеть в Архангельском: так архитектор отдаёт дань уважения традициям родной страны: террасы, скульптуры, вазы, ажурные балюстрады, гроты.

Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума,

- звучат в душе восторженные строки гения.

Спустившись вниз и повернув налево, попадаем в настоящий регулярный французский парк. Эта часть усадьбы - «Большой партер». Культура устройства регулярных парков достигла пика во Франции в XVII – XVIII веках. Образцом были сады Версаля, созданные для семьи Людовика XIV архитектором Андре Ленотром. Очень быстро моду на французские парки переняли русские дворяне. В основе традиции — прямые аллеи, четкая геометрическая планировка, а также традиция придавать деревьям и кустам правильные формы. А декоративная стрижка в виде зелёной стены называется боскетом — это обязательный атрибут французских садов. Н.А. Голицын получил высшее образование во Франции, бывал в Версале, и ему лучше других удалось воссоздать модную в то время атмосферу у себя в Подмосковье.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Забирая влево, вновь оказываемся в естественном, английском, парке. Кажется, рука садовника не касалась этих деревьев, но это - иллюзия. Липовые аллеи, рукотворные «руины» и многочисленные разрозненные постройки — настоящие украшения сада.

Что нужно человеку для счастья? Свобода, природа, поэзия... Всё здесь — в Архангельском. В разное время усадьба привлекала к себе выдающихся людей. Среди её посетителей были писатели Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин и П.А. Вяземский, А.И. Герцен и Н.П. Огарёв, художники К.Е. Маковский, В.А. Серов и К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, композитор И.Ф. Стравинский. Усадьба неизменно вызывала восхищение людей искусства. Но точнее всего его удалось выразить А.И. Герцену, который отметил, что здесь «человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он потребовал от неё перемен декораций, чтобы из красоты естественной сделать красоту художественную, очеловечить её».

Да здравствует свобода, да процветает Архангельское!

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Благодарю, что дочитали до конца! Не скупитесь на лайки!

Подписывайтесь на канал здесь