Найти тему
Океан Между Нот

Если за каждым великим мужчиной всегда стоит женщина, то у него за спиной их целая толпа

Оглавление

Лучше переспать с женщиной, чем не допить с мужчиной.

В делах амурных Людвигу ван Бетховену определённо не везло. Всех дам, в кого его угораздило влюбляться, объединяло одно - недостижимость.

Подобно Сизифу он тщетно пытался взобраться с камнем своего страстного чувства на очередную пассию, но каждый раз терпел фиаско.

Девушкам из высшего общества не нужен низкорослый неопрятный мужчина с рябым лицом и неуравновешенным характером. А то, что в будущем обыкновенного учителя игры на фортепиано определят в гениальные композиторы, никто не мог предположить.

Жозефина Брунсвик

Бетховен был влюблён в неё вроде как всю жизнь, писал письма, посвящал музыку. Только напрасно.

О браке с простолюдином не могло быть и речи. То ли дело граф Дейм или барон фон Штакельберг или, на худой конец, "сомнительный" учитель математики фон Андреан-Вербург. Вот с ними можно было жить, рожать детей и быть глубоко несчастной.

Некоторые исследователи считают, что из восьми детей графини один ребёнок - дочь Минона - всё таки мог быть от Бетховена. Композитор посвятил Жозефине песню "An die Hoffnung" ("Надежда") и фортепианную пьесу "Andante favori":

Тереза Брунсвик

Родная сестра Жозефины также была объектом внимания со стороны композитора. Возможно это была просто "дружба". Но, как известно, между мужчиной и женщиной не может быть никакой "дружбы".

Терезе досталась игриво-интимная 24-ая фортепианная соната.

Юлия Гвиччарди

Кузина Жозефины и Терезы. Предполагают, что о ней Бетховен писал своему другу Францу Вегелеру:

Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым.

Размечтался! Графская дочь предпочла выйти замуж за графа Роберта Галленберга. Кстати, тоже сочинителя музыки.

Имя Гвиччарди в итальянском варианте навсегда осталось в истории, ей Бетховен якобы "посвятил" до-диез минорную сонату № 14, позже получившей клеймо "Лунная".

На самом деле причиной "фортепианных" страданий композитора была прогрессирующая глухота, а не отказ какой-то там смазливой вертихвостки.

Тереза Мальфатти

Считается, что дочь венского купца, будущая баронесса фон Дросдик ответила Бетховену отказом на его предложение крепкой руки и пылкого сердца, хотя полной уверенности в этом событии у историков нет.

Тем не менее, кандидатура Мальфатти рассматривается в качестве субъекта посвящения знаменитой ля минорной багатели № 25 "Für Elise" ("К Элизе").

Другими претендентками на эту почётную роль являются пианистка Элиза Мюллер, поэтесса Элиза фон дер Рекке, певицы Элизабет Рёкел и Элиза Баренсфельд.

Мари Кьене

Французская пианистка в 1804 году вышла замуж за бретонского дворянина Поля Биго де Морог, служившего библиотекарем у графа Андрея Кирилловича Разумовского, спонсора Бетховена. Через пару лет она познакомилась с композитором лично, сразив его исполнением "с листа" ещё не опубликованной 23-ей фортепианной сонаты "Аппассионаты":

Это не совсем тот характер, который я хотел выразить, но продолжайте, ибо, если это не всё, что я имел в виду, это лучше, чем то, что я имел в виду.

Кажется, кто-то влюбился.

В феврале 1807 года после публикации сонаты Бетховен подарил Мари рукопись. Письмо от 4 марта композитор начинает словами: "Моя любимая обожаемая...". И далее предлагает провести с ним время без супруга:

... погода такая божественно прекрасная – и кто знает, будет ли такое завтра?

Мари отказалась. Амикошонская манера общения напрягала не только её, но и супруга. Видимо, Бетховену дали это понять и он вынужден оправдываться:

... один из моих первых принципов - никогда не быть в отношениях отличных от дружбы с чужой женой ...

Магдалена Вильман

Прима Боннского национального театра. Бетховен жил где-то по соседству и часто бывал у них в гостях как друг семьи.

Магдалена была не только видной красавицей, но и обладала "голосом феноменальной силы": от высокого сопрано до контральто необычайно глубокого низкого регистра. Предполагается, что ария "Erste Liebe, Himmelslust" ("Первая любовь, небесное наслаждение") была написана композитором специально для неё.

По свидетельству племянницы певицы в 1795 году Бетховен сделал Магдалене предложение, но был жестоко отвергнут по двум причинам: "он уродлив и наполовину безумен".

Доротея фон Эртманн

Пожалуй, самая любимая ученица композитора. Он называл её Сесилией - по имени святой покровительницы музыки, а современники считали "величайшей исполнительницей сочинений Бетховена".

Баронессе посвящена 28-ая фортепианная соната -"череда впечатлений и мечтаний".

Посланный ей экземпляр сопровождался посланием:

Теперь вы получите то, что часто предназначалось вам, как доказательство моей привязанности к вашим талантам, а также к вашей личности.

Британский музыковед Джон Гамильтон Уоррак считает Доротею фон Эртманн адресатом знаменитого бетховенского письма "Бессмертной возлюбленной".

Амалия Зебальд

Молодая берлинская певица "претендовала" на звание "Бессмертной возлюбленной" в исследованиях Томаса Сан Галли и Макса Унгера в начала прошлого века.

Встречалась с Бетховеном в 1811 и 1812 годах на курорте Теплиц. Цитирую Бориса Кремнева:

... иссохший посох, воткнутый в выжженную землю, покрылся зелёными ростками. В сорок два года Бетховен влюбился. Он восторгался, страдал, нетерпеливо ожидал, радовался, негодовал. Его вновь терзало беспокойство, мучительное и сладостное, враждебное равнодушию, холодной и липкой слизью обволакивающему души стареющих людей.

Всю жизнь композитор влюблялся. Но его страсть была временной, пока объект не выйдет замуж или не даст ему "от ворот поворот". Тогда он переключался на следующую кандидатуру.

А с другой стороны, может не нужна ему была тихая и спокойная семейная жизнь:

Я очень рад, что не вступил в брак с теми женщинами, которых любил и с которыми надеялся заключить союз на всю жизнь. Они того не стоили.

Скорее всего, в публикации перечислены далеко не все дамы Бетховена.

Свои варианты пишите в комментариях.

Статья отправляется в раздел Музыканты тоже люди постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по бетховенским местам:

Лунная соната Вольфганга Амадея Моцарта

Багатель ля минор "К Элизе" - Бетховен: 200 лет цитирования (видео) + Одна для всех + Мелодия повышенного спроса

Пятая симфония - плагиат или цитирование "с фигой в кармане"

Традиционная несмешная байка:

Пути Гёте и Бетховена пересеклись 23 июля 1812 года на прогулке по саду в Теплице. По легенде, придуманной позднее писательницей Беттиной фон Арним, на встречу двум титанам попалась императорская семья со свитой.

И в то время как Гёте раболепно кланялся процессии, Бетховен надвинув на лоб шляпу и скрестив руки за спиной, гордо двинулся сквозь толпу придворных.

Красиво, но неправда.