На Западе выросло поколение детей мигрантов. Дома их воспитывали религиозные родители-арабы, в школах и университетах они пропитывались американскими/ европейскими ценностями.
Естественно, это порождает в них внутренние конфликты. Каждый разрешает их по-своему. Кто-то отказывается от религиозных атрибутов и перенимает светский образ жизни, как это сделала дизайнер и блогер Дина Токира. Её платок сначала превратился в тюрбан, а потом и вовсе исчез. Через короткое время её путь повторила телеведущая Асия. В подборке ниже все этапы этих изменений.
Конечно, на Дину и Асию вылилось немало негатива. Как-никак, обе они — публичные личности с миллионными аудиториями. Но была и поддержка. Мужья обеих были на их стороне. Очень многие мусульманки (среди них известные блогерши и даже одна олимпийская чемпионка) писали слова солидарности. Рассуждали, как важно быть верным себе и честным с окружающими, что и сделали девушки, сняв платки. Среди поддерживающих были и те, кто осознанно и с удовольствием носит хиджаб.
Пропитанные феминизмом и свободомыслием, западные мусульманки всё реже топят за хиджаб как за нечто обязательное, и всё больше — за свободу выбора и принятие чужого. Художница Таакрия Якобс отражает эти настроения в своём комиксе. В нём встречаются две мусульманки, и та, что более «закрытая», вместо того, чтобы придраться к одежде, проявляет неожиданную солидарность...
Мусульманки Запада видят и признают тяжесть жизни ближневосточных, но обвиняют в этом не ислам. По их мнению, дело в патриархальной культуре, которая искажает религию и использует её против женщин.
За последние лет 10 сформировался образ современной прогрессивной мусульманки. Стало развиваться направление modest fashion («скромная мода»). С каждым годом всё больше дизайнеров специализируется на мусульманской одежде, а некоторые известные модные дома (например, Dolce & Gabanna) даже выпускают вариации традиционного арабского халата — абайи.
Как ни странно, не все этому рады. Мусульманская феминистка Афия Ахмед выступает против таких тенденций. В знаменитом сборнике «It’s Not About the Burqa» собраны эссе самых видных мусульманских феминисток с абсолютно разными мнениями. В своём Афия пишет:
Исламская мода не имеет ничего общего с хиджабом. Она отнимает у него его исконное значение, превращая в модный аксессуар. Теперь мусульманки, которые не красятся и одеваются консервативно, осуждаются не только западными людьми, но и самим мусульманским сообществом. Некрасивые мусульманки всё ещё не включены в сообщество. Таким образом, мусульмане становятся рабами западного образа жизни, сохраняя только внешний аспект своей культуры.
Действительно, если посмотреть на соцсети известных мусульманок, они мало отличаются от светских. Платок иногда кажется скорее формальностью.
Упрощённый хиджаб — символ кризиса самоопределения, через который проходят молодые мусульмане развитых стран. Это первый шаг к отказу от религии или попытка этой самой религии подстроиться под современность, вобрать в себя новый культурный опыт? Время покажет.