За право называться изобретателем фотографии могли бы побороться сразу несколько энтузиастов. Из них самые знаменитые: французы Ньепс и Дагер, а также англичанин Уильям Тальбот. Но в чем последний безотносительно первый, так это в создании калотипии, или, как ее еще называют в честь создателя, «тальботипии». Этот фотографический процесс позволял делать позитивные копии с бумажного негатива, в то время как метод Дагера предусматривал изображение только в одном экземпляре, без возможности последующего тиражирования.
Тальбот был человеком разносторонне одаренным. Он публиковал статьи по математике, получал награды от академического сообщества по филологии, имел основательные познания в ботанике. Идея фотографии пришла к нему, однако, не во время опытов в лаборатории, а в момент наслаждения природой.
Осенью 1833 года, находясь в Италии, он захотел запечатлеть красоту одного из озер, встреченных им на пути. Тальбот попытался передать ее с помощью карандаша, но остался разочарован полученным результатом. Тогда-то им впервые овладела идея максимально точной передачи действительности. Кстати, название изобретенной им впоследствии техники «калотипия» происходит от греческого kalos, что означает «красивый».
В следующем году он уже получил первые негативы, кладя на пропитанную светочувствительными растворами бумагу различные предметы и оставляя затем все это под прямыми солнечными лучами. Вскоре Тальбот уже смог фиксировать изображение с помощью иодида калия. Он стал улучшать фотопроцесс, уделяя особое внимание повышению светочувствительности. Его деревянные камеры наполнили все фамильное имение, а супруга изобретателя даже прозвала их «мышеловками».
Тальбот особенно не торопился привлечь внимание ученых и общественности. Критический момент настал в январе 1839 года: он получил новость об успехах Дагера. Теперь ведущая роль принадлежала французу. Этому обстоятельству способствовала еще и активная поддержка Дагера правительством, в то время как работу Тальбота даже не захотели опубликовать в журнале Королевского общества. Столкнувшись с безразличием властей и академического сообщества, он вынужден был спонсировать собственные публикации, что не способствовало обретению популярности в широких кругах.
Сама калотипия была впервые использована для иллюстрации книг. В 1844 Тальбот издал альбом «The Pencil of Nature» с 24 калотипами. Через два года амбиции изобретателя возросли – он задумал публикацию 6000 фотографий в издании Art-Union. Увы, грандиозный проект не состоялся по причине нестабильности отпечатков: многие стали быстро выцветать.
Последней точкой для Тальбота в его занятиях фотографией стал судебный процесс в 1853 году. Изобретатель подал иск на фотографа Мартина Лароша, так как посчитал, что тот нарушает авторское право на запатентованную им фототехнологию. Судебный процесс растянулся на целый год, а результаты для Тальбота были неутешительными: суд посчитал его претензии необоснованными. Зато сообщество фотолюбителей ополчилось на Тальбота, обвиняя его в том, что он припятствует развитию прогресса.
Несмотря на отсутствие признания его заслуг на начальном этапе развития фототехнологий, Тальбота можно считать родоначальником современной фотографии: его негативно-позитивный способ создания фотоснимков подразумевал их последующее неограниченное воспроизводство.
Сам Тальбот так отмечал в письме к другу Джону Гершелю (который, кстати, впервые употребил термин фотография): «Хотя совершенство французского метода фотографии невозможно превзойти в некоторых отношениях, в других англичане решительно выигрывают: например, в возможности тиражирования копий и, соответственно, издания книг с фотографическими иллюстрациями».
Продолжение следует.
Предыдущая глава: Луи Дагер.