Найти тему

Изобретение фотографии. Глава III. Уильям Тальбот

Уильям Тальбот, 1864 год.
Уильям Тальбот, 1864 год.

За право называться изобретателем фотографии могли бы побороться сразу несколько энтузиастов. Из них самые знаменитые: французы Ньепс и Дагер, а также англичанин Уильям Тальбот. Но в чем последний безотносительно первый, так это в создании калотипии, или, как ее еще называют в честь создателя, «тальботипии». Этот фотографический процесс позволял делать позитивные копии с бумажного негатива, в то время как метод Дагера предусматривал изображение только в одном экземпляре, без возможности последующего тиражирования.

Тальбот был человеком разносторонне одаренным. Он публиковал статьи по математике, получал награды от академического сообщества по филологии, имел основательные познания в ботанике. Идея фотографии пришла к нему, однако, не во время опытов в лаборатории, а в момент наслаждения природой. 

Уильям Тальбот. Окно в Аббатстве Лакок. Фотография с самого раннего из сохранившихся негативов. 1835 год.
Уильям Тальбот. Окно в Аббатстве Лакок. Фотография с самого раннего из сохранившихся негативов. 1835 год.

Осенью 1833 года, находясь в Италии, он захотел запечатлеть красоту одного из озер, встреченных им на пути. Тальбот попытался передать ее с помощью карандаша, но остался разочарован полученным результатом. Тогда-то им впервые овладела идея максимально точной передачи действительности. Кстати, название изобретенной им впоследствии техники «калотипия» происходит от греческого kalos, что означает «красивый». 

В следующем году он уже получил первые негативы, кладя на пропитанную светочувствительными растворами бумагу различные предметы и оставляя затем все это под прямыми солнечными лучами. Вскоре Тальбот уже смог фиксировать изображение с помощью иодида калия. Он стал улучшать фотопроцесс, уделяя особое внимание повышению светочувствительности. Его деревянные камеры наполнили все фамильное имение, а супруга изобретателя даже прозвала их «мышеловками».

Микрофотография крыльев насекомого, сделанная Уильямом Тальботом
Микрофотография крыльев насекомого, сделанная Уильямом Тальботом

Тальбот особенно не торопился привлечь внимание ученых и общественности. Критический момент настал в январе 1839 года: он получил новость об успехах Дагера. Теперь ведущая роль принадлежала французу. Этому обстоятельству способствовала еще и активная поддержка Дагера правительством, в то время как работу Тальбота даже не захотели опубликовать в журнале Королевского общества. Столкнувшись с безразличием властей и академического сообщества, он вынужден был спонсировать собственные публикации, что не способствовало обретению популярности в широких кругах.

Сестра Уильяма Тальбота Горация во время игры на арфе. 1842 год.
Сестра Уильяма Тальбота Горация во время игры на арфе. 1842 год.

Сама калотипия была впервые использована для иллюстрации книг. В 1844 Тальбот издал альбом «The Pencil of Nature» с 24 калотипами. Через два года амбиции изобретателя возросли – он задумал публикацию 6000 фотографий в издании Art-Union. Увы, грандиозный проект не состоялся по причине нестабильности отпечатков: многие стали быстро выцветать.

Последней точкой для Тальбота в его занятиях фотографией стал судебный процесс в 1853 году. Изобретатель подал иск на фотографа Мартина Лароша, так как посчитал, что тот нарушает авторское право на запатентованную им фототехнологию. Судебный процесс растянулся на целый год, а результаты для Тальбота были неутешительными: суд посчитал его претензии необоснованными. Зато сообщество фотолюбителей ополчилось на Тальбота, обвиняя его в том, что он припятствует развитию прогресса.

Клуб любителей фотографии в Рединге. 1846 год.
Клуб любителей фотографии в Рединге. 1846 год.

Несмотря на отсутствие признания его заслуг на начальном этапе развития фототехнологий, Тальбота можно считать родоначальником современной фотографии: его негативно-позитивный способ создания фотоснимков подразумевал их последующее неограниченное воспроизводство. 

Сам Тальбот так отмечал в письме к другу Джону Гершелю (который, кстати, впервые употребил термин фотография): «Хотя совершенство французского метода фотографии невозможно превзойти в некоторых отношениях, в других англичане решительно выигрывают: например, в возможности тиражирования копий и, соответственно, издания книг с фотографическими иллюстрациями».

Продолжение следует.

Предыдущая глава: Луи Дагер.