Найти тему

Владислав Ходасевич. Забытый поэт ушедшей эпохи.

Оглавление

Биография

Владислав Ходасевич удивительным образом не входит в топы поэтов серебряного века. Он каким-то странным образом выбился из сознания читателя. В первую очередь его фамилия идет на ум благодаря чудесной книге воспоминания о жизни "Некрополь". В ней он вспоминает себя, своих современников, вырисовывает более четкие образы своих товарищей по цеху. В этой небольшой статье я хочу немного пройтись по жизни Владислава Ходасевича .

Семья юного поэта была очень необычной для того времени. В 1886 году у польского уроженца и его жены еврейской крови родился их шестой сын Владислав. Крещенный в католичество с самого детства по настоянию отца, он с самого начала жизненного пути выбивался из обычной толпы. Отец его с детства собирался пойти в художественную школу, но судьба распорядилась чуть иначе. Родители любили его очень сильно. Забота и любовь, которой он был окружен, очень сильно контрастировали с той жизнью, которая ждала его во внешнем мире.

Владислава часто упрекали в его грубости, отрешенности. Он был нелюдим, часто остр на язык. За этого его упрекали, многие недолюбливали, но сам Ходасевич всегда предпочитал говорить правду. Она для него была намного важнее лицемерности, слащавого пафоса. В одном из своих определений он очень четко дал определение самого себя для других людей.

"Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх? "

А так же.

" Это я, тот же самый, который
На трагические разговоры
Научился молчать и шутить? "

Он был закрыт, не пускал к себе на порог людей, сам не вламывался к ним. В период фарса и перемен, модернистов и всеобъемлющего декаданса Владислав в литературе оставался идущим еще от Пушкина ампирной манере строгости.

Он получал много критики со стороны людей. ему часто говорили: - Как сын поляка и еврейки может писать про любовь к родине.

Владислав игнорировал эти замечания, хотя попытался и реабилитировать себя в стихах. Но некоторым людям было все равно. Строгий и непреклонный Ходасевич был неприятен и не нужен тому времени.

Первый его жена Марина Рындина, на которой он женился в 18 лет. Это была очень эпатажная, очень вызывающая. но красивая девушка. Брак с ней оказался очень неудачный. Расстались они достаточно спокойно, но в эти годы умирают его родители. Этот период жизни Владислава стал для него очень сложным.

После свершения революции владислав какое-то время работал преподавателем. Читая лекции про Пушкина обычному советскому пролетариату, он очень неплохо отзывался о советском рабочем, отмечая их любознательность, интерес. Но сам Владислав чувствовал жесткую, черную руку власти. Он видел в ней не спасителя, угнетателя.

В 1921 году он познакомился с поэтессой Ниной Берберовой. Сначала Владилас уехал в Берлин, где пишет свою 4 книгу "Тяжелая лира". Считалось, что сам Владислав Фелицианович уехал на лечение. Оттуда перебрался в Париж. В Париже было большое количество русских эмигрантом. Проводились собрание, разные кружки, но Ходасевич оставался вне всяких групп. Он не гнался за местами, славой. Возглавив литературный отдел газеты "Возрождения".

Спустя какое-то время выходит новый сборник его стихов «Европейская ночь». Это был последний сборник стихов. После этого Владислав ударился в критику. Критику серьезную, грубую, жесткую. За это на него часто обижались.

С 1928 года он начал работу над "Некрополь". Здоровье Владислава ухудшалось. Желание написать биографию Пушкина Владислав свернул почти сразу же. В апреле 32 года он расстался со своей второй женой. Расстался болезненно.

Умер же Владислав в 1939 году 14 июня, после операции. На его похороны приходили видные люди эмиграции. Похоронен он был в Париже на кладбище Булонь-Биянкур .

Пару стихов Ходасевича Владислава Фелициановича.

1. "Перед Зеркалом".

Я, я, я! Что за дикое слово!
Неужели вон тот - это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?

Разве мальчик, в Останкине летом
Танцевавший на дачных балах,-
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх?

Разве тот, кто в полночные споры
Всю мальчишечью вкладывал прыть,-
Это я, тот же самый, который
На трагические разговоры
Научился молчать и шутить?

Впрочем - так и всегда на средине
Рокового земного пути:
От ничтожной причины - к причине,
А глядишь - заплутался в пустыне,
И своих же следов не найти.

Да, меня не пантера прыжками
На парижский чердак загнала.
И Виргилия нет за плечами,-
Только есть одиночество - в раме
Говорящего правду стекла.

2. "Люблю людей, люблю природу".

Люблю людей, люблю природу,
Но не люблю ходить гулять,
И твердо знаю, что народу
Моих творений не понять.

Довольный малым, созерцаю
То, что дает нещедрый рок:
Вяз, прислонившийся к сараю,
Покрытый лесом бугорок...

Ни грубой славы, ни гонений
От современников не жду,
Но сам стригу кусты сирени
Вокруг террасы и в саду.

3. "Дождь".

Я рад всему: что город вымок,
Что крыши, пыльные вчера,
Сегодня, ясным шелком лоснясь,
Свергают струи серебра.

Я рад, что страсть моя иссякла.
Смотрю с улыбкой из окна,
Как быстро ты проходишь мимо
По скользкой улице, одна.

Я рад, что дождь пошел сильнее
И что, в чужой подъезд зайдя,
Ты опрокинешь зонтик мокрый
И отряхнешься от дождя.

Я рад, что ты меня забыла,
Что, выйдя из того крыльца,
Ты на окно мое не взглянешь,
Не вскинешь на меня лица.

Я рад, что ты проходишь мимо,
Что ты мне все-таки видна,
Что так прекрасно и невинно
Проходит страстная весна.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, здесь будет еще много интересных статей и топов. Будем читать и познавать вместе!