Найти тему
Крайний Юг

Берлин в степи: история немецкой кирхи в Астрахани

Оглавление

Кирха, немцы – два крыльца

+ бонус для любопытных в конце

Центр Астрахани. Улица Казанская. Вы проходите мимо одного ничем непримечательного здания, взгляд скользит по нему: «Опять разруха! Неужели нельзя привести Астрахань в порядок?!». Уходите, так и не узнав в праведном гневе, что это…

Дом пастора. Церковно-приходской дом, принадлежащий астраханской немецкой общине. Относится к ансамблю евангелическо-лютеранской церкви Иисуса. Это памятник архитектуры Астрахани, который в скором времени будут восстанавливать в рамках проекта «Том Сойер Фест».

Архитектура дома пастора относится к псевдоготике, или ложной, русской готике. Вроде, как и западноевропейская готика, но с византийским и московским уклоном.

Как появилось большинство немцев на астраханской земле?

В 17 веке их активно зазывало Российское правительство, причем на очень выгодных условиях: получали бесплатно казенные земли (Русь-матушка-то большая, а астраханская степь еще больше), не платили налоги 30 лет, имели право сохранять свой уклад жизни и свободу вероисповедания. Последнее было очень важно для немцев, так как на родине их притесняли местные власти за лютеранство.

-2

А вот и бонус: ваши любимые интересные факты, о которых вы точно не знали.

Начнем с приятного. Кого благодарить за возникновение виноделия в Астрахани?
Рассказываем. Виноградные лозы привезли в город персидские купцы, и один монах посадил их у себя в монастыре. Лозы принялись хорошо, и монаху было велено разводить настоящий виноградный сад. А теперь вопрос для самых догадливых: кем был этот монах? Правильно, немцем. Да ещё и первым, кто поселился в нашем городе. Предание гласит, что это был австрийский немец, который был захвачен в плен, обращен в православие и направлен в один из астраханских монастырей.
Начнем с приятного. Кого благодарить за возникновение виноделия в Астрахани? Рассказываем. Виноградные лозы привезли в город персидские купцы, и один монах посадил их у себя в монастыре. Лозы принялись хорошо, и монаху было велено разводить настоящий виноградный сад. А теперь вопрос для самых догадливых: кем был этот монах? Правильно, немцем. Да ещё и первым, кто поселился в нашем городе. Предание гласит, что это был австрийский немец, который был захвачен в плен, обращен в православие и направлен в один из астраханских монастырей.
  •  За создание первой астраханской газеты «Восточные известия» говорим
    «спасибо» немцу-преподавателю мужской гимназии Иосифу Вейскгопфену. Газета выходила с 1813 года и пользовалась большим спросом у читателей.
  • Угадаете, кем был основатель и первый главврач Александро-Мариинской больницы А.П. Далингер? Барабанная дробь… немцем! Им было проделано 5 870 (!!!) глазных операций.
Большой популярностью в Астрахани пользовались немецкие металлические изделия К. Элухен.
Большой популярностью в Астрахани пользовались немецкие металлические изделия К. Элухен.
  • Продукция немецкого пивного завода не имела конкурентов и продавалась в поволжских городах вплоть до Самары. Любимыми сортами пива у астраханцев были «Баварское светлое», «Венское», «Королевское», «Мюнхенское», «Нюрнбергское», «Портер», «Экспорт».
Ну и про аптеку Карла Ивановича Оссе (ныне аптека №2 на улице Кирова) и знаменитую кофейню Шарлау вы наверняка слышали. И не один раз.
Ну и про аптеку Карла Ивановича Оссе (ныне аптека №2 на улице Кирова) и знаменитую кофейню Шарлау вы наверняка слышали. И не один раз.
  • А в конце июля 1705 года в Астрахани был свадебный бунт. На городском базаре был распущен слух (смотрите-ка, прошло три века, а мы традициям не изменяем! Ну или немного их трансформируем благодаря интернету). Так вот, был распущен слух о том, что русским девушкам можно выходить замуж только за иностранцев. Догадываетесь, за кого именно? Ага, исключительно за немцев. Этот слух привел к тому, что 29 июля было повенчано аж 100 пар.
  • И если к началу 17 века немцев в Астрахани было всего 100 человек, то два века спустя их было уже 5 тысяч!
А ещё в начале 18 века в Астрахани вышел указ, по которому все жители города обязаны были носить немецкое платье. Штраф за несоблюдение правил был весьма внушительным по тем меркам –13 алтын, а с конных – 2 рубля. Посланники воеводы находили по городу нарушителей, которым помимо урезания бюджета, резали и ту одежду, в которой они были.
А ещё в начале 18 века в Астрахани вышел указ, по которому все жители города обязаны были носить немецкое платье. Штраф за несоблюдение правил был весьма внушительным по тем меркам –13 алтын, а с конных – 2 рубля. Посланники воеводы находили по городу нарушителей, которым помимо урезания бюджета, резали и ту одежду, в которой они были.
  • Земля, на которой сейчас стоит дом пастора была куплена немцами у армян, а деньгами помогали представители всех религий города.

А теперь, изучив интересные факты, узнаем и ещё кое-что

В период Первой мировой войны практически все немецкие постройки были уничтожены. Тем не менее, в 20-е годы в кирхе велись богослужения.

-7

Правда, это было недолго. 31 марта 1923 года домовладения Евангелическо-Лютеранского прихода были муниципализированы и переданы в пользование Горкоммунотделу. В 1927 году комплекс был передан «детприёмнику НКВД».
Эта надпись –«детприёмник НКВД» – сохранилась до сих пор. Уничтожать ее не собираются. Оставили в память о тех тяжёлых и суровых днях для всей страны. Для чего? Для того, чтобы извлечь уроки из прошлого.

Дом пастора горел когда-то, был разрушен и вновь построен. Немецкая община то теряла этот памятник наследия, то вновь обретала.

-8

По всей России пастораты мало где сохранились, тем более – деревянные, с красивым зодчеством.

Так, может, на этом готическом здании стоит не просто задержать свой взгляд, а послушать от его таинственных стен целую историю из жизни немцев-лютеран? Остановиться и попытаться увидеть то, что в суете города мы не всегда замечаем?

Автор: Мария Рыбакова

Фото: Петр Анисимов