Пиво — самый популярный слабоалкогольный напиток, сортов которого насчитывается несколько тысяч. Что происходит с отходами производства?
200 миллиардов литров производится ежегодно во всем мире. По статистике, объём потребления пива в европейских странах в среднем около 80 литров в год на человека (в 2012 году). Лидируют Чехия – 149 л./год, Австрия — 108 л./год и Латвия —106 л./год. Это значит, что каждый европеец в среднем выпивает примерно два литра пенного напитка в неделю [Kirin Beer University Report, Kirin Holdings Company].
Потребление пива на душу населения в России составляет 65,3 литра в год.
От 1 до 10 раз в месяц пьют пиво 57% жителей России, из них 75% мужчины.
Чем опасно пивное производство?
В каждой 1000 т произведённого пива — от 137 до 173 тонн твёрдых отходов в виде дробины и отработавших дрожжей. Пивная дробина - это гуща, остающаяся после варки и отсасывания ячменного сусла. Содержит частицы ядер и оболочки зерна. Технологию производства можно рассмотреть на схеме. В настоящее время используют пивные дрожжи Saccharomycetaceae, которые специально были созданы для приготовления пива.
Попадая в водоём, отработанные дрожжи вызывают процессы брожения и гниения. В сточных водах этих отходы нарушают работу очистных сооружений, приводят к неконтролируемому изменению природного баланса окружающей среды и к снижению качества питьевой воды.
Как сократить количество отходов от пивоварения?
Меньше пить пиво!
Не обязательно принимать радикальные меры.
Отработанные дрожжи содержат 40−50% сырого протеина, незаменимые аминокислоты, микроэлементы и витамины группы B. Поэтому разумно использовать их для производства пищевых добавок, кормов для животных и БАДов.
Из сухой пивной дробины можно производить и модный суперфуд: биологически активную муку. Она содержит в себе много витаминов и микроэлементов, а значит булки будут полезнее! За рубежом из-за растущего интереса к уменьшению отходов производств и сохранению экологии, многие повара и пекари выразили желание работать с мукой, которую они назвали «супермука».В том числе известный итальянский шеф-повар Массимо Bottura. В скором времени продукция из этой муки может появиться в меню и других именитых ресторанов.
А что у нас?
В России большая часть отходов пивоварения просто сливается в канализацию. Количество отработанных дрожжей и дробины, качество вод в точках сброса никем специально не контролируется. Все позитивные примеры правильной утилизации пивных отходов в нашей стране — это собственные инициативы производителей пива, продвигающих ответственное отношение к природе.
Кто эти герои?
- Компания «Heineken» — одна из крупнейших на отечественном рынке. У неё 7 пивоваренных заводов по всей стране, общая мощность предприятий – 20,9 миллионов гектолитров пива в год. 97% собственных отходов в России, включая дрожжевые, компания перерабатывает или использует повторно [Отчёт о деятельности компании HEINEKEN в России в области устойчивого развития бизнеса в 2015 году]. Компания успешно реализует свою стратегию «Варим пиво, делая мир лучше», в рамках которой ведёт тщательный экологический мониторинг уровня загрязнения сточных вод, в которые сбрасываются уже очищенные отходы производства. Более 93% всего объема сточных вод после очистки возвращаются в источники на заводы. HEINEKEN в России передает пивную дробину компаниям, которые занимаются покупкой вторичного сырья и в дальнейшем взаимодействуют с фермерскими хозяйствами. В 2015 году 179 467 т дробины (95% от общего объема) было направлено на использование в качестве основы комбикормов для сельскохозяйственных животных и 10 346 т (5%) – в качестве удобрений. Также на стеклозаводы и специализированные перерабатывающие предприятия компанией было отправлено 7505 т стеклобоя, макулатуры, различных видов полимерных отходов (не только тара, но и упаковочная пленка и т.д.). В Нидерландах почти 97% пивных бутылок HEINEKEN возвращается розничным торговцам потребителями (в России существует проблема неразвитой инфраструктуры, поэтому доля вторичного использования пивных бутылок на производстве составляет пока только 2%).
- Компания «Балтика» – 8 заводов по России. Производственная мощность предприятий – около 40 миллионов гигалитров пива в год. Отработанные дрожжи с заводов направляются организациям для использования в качестве корма для животных. Глобальная цель «Балтики» ─ уход от утилизации и переход ко вторичному использованию всего объема побочных продуктов пивоварения.
- ОАО «Томское пиво» — 1 завод в России. Из отходов пивоваренного производства создали сухой корм для домашних животных.
Экологичное пивоварение сегодня — это умение получать выгоду из отходов производства. Не надо быть огромным концерном, чтобы начать заботиться о природе. Переработать дробину и дрожжи не сложно, а значит этим могут (и обязаны) заниматься даже небольшие крафтовые пивоварни.
Мария Корытина