В истории философских идей традиционно рассказ о философии начинают с несколько кривой этимологии. Мол, философия – это «филос» и «софос», то есть любовь к мудрости. Мудрецы были, да кончились, остались – любители мудрости. Звучит очаровательно, особенно учитывая коннотации слова «любитель» в русском (т.е. дилетант), но все это слишком грубая картина. А детали здесь важны.
Все-таки древние греки были необычным народом с весьма специфическим мировоззренем, ценности и конечно языком. С него мы и начнем.
Во-первых, «филиа» - это не совсем «любовь». Стоит напомнить, что у греков не было общего слова для любви, они использовали несколько – эрос, агапе, сторге, филиа, мания и др. Филиа - слово означающее расположение, принятие, братскую или дружескую симпатию, а в некоторых контекстах еще и уважение. Именно симпатия или уважение к мудрости/знанию создает философа и его трагический долг, заключающийся в том, чтобы способствовать распространению мудрости. Мудрец чаще всего сидит ровно и наслаждается обладанием истиной до тех пор, пока кто-то не пристает к нему за советом, философ – сам инициирует обучение других, распространение знаний, повышение статуса ума в обществе.
Во-вторых, «софия» - это не только «мудрость». Древние греки не делали различий между теми, кто что-то хорошо знает и теми, кто что-то хорошо умеет, у них не было градаций между наукой, ремеслом и искусством (все это называлось одним словом "технэ"). Они просто ценили, когда человек хорош в чем-то. Хорош настолько чтобы делать сложное так словно это нечто простое. И хорош настолько, чтобы суметь обучить другого – через разумение, а не подражание (делай как я).
Когда им нужно было отделить совершенно-мудрого от других умельцев, они вслед за Гераклитом говорили – "тот, кто знает всё как одно". Философ – тот, кому по его собственному же признанию не хватает такого знания, именно поэтому он его уважает (понимая что не для всех открыт столь прямой путь - может поэтому философия часто многословна?).
И по большому счету «философы» - это первоначально интеллектуалы особого рода, которые осознали значимость ума (не только для частных интересов), его влияние и даже своеобразную цеховую солидарность (хотя у философов она всегда была больше похожа на конкуренцию, чем кооперацию). Ну а затем каждая эпоха оставила свой отпечаток на том, как понимались и как реально существовали эти «уважающие ум». Но во все эпохи философ - не тот, кто располагается со стороны обладания Истины, а тот, кто живет со знанием возможности Истины.
***
Мой курс по философии публикуется через Патреон (https://www.patreon.com/user?u=30072241). Тексты выходят почти каждую неделю, так что бы можно было без спешки разобрать и основные вопросы и эпохи, и за чужими идеями не потерять из вида личный шаг в философию.