Скромные флаконы с изящным росчерком и оригинальными ароматами были на пике популярности в конце 90-х. Потом парфюмерная линия была остановлена на несколько лет, но относительно недавно её снова запустили... И вы не поверите - кто именно!
Ёдзи Ямамото родился в Токио 1943 года и всё его детство было связано с потерями. Гибель отца, война, трагедия в Хиросиме и Нагасаки – всё это потом нашло отражение в его почти готическом творчестве. Его растила мать – портниха и владелица ателье, любившая яркие откровенные наряды. Видимо слишком яркие и откровенные, иначе почему Ёдзи начал придумывать модели, которые начисто лишали женскую фигуру соблазнов…
Он не планировал быть модельером, сначала его манила юриспруденция. Он окончил юридический факультет, но потом по стопам матери и пошёл учиться на дизайнера. Когда-то она сама училась в престижной Школе моды Бунка Гакуэн, и ради того, чтобы сын пошёл именно туда, продала свой магазин и заплатила за его обучение. В этой же школе учились Иссей Мияке и Кензо Такада.
После выпуска он поехал в Париж и обнаружил, что все, что ему преподавали в Школе, не годится для Европы. Его учили высокой дизайнерской моде, а там все уже относили диоровский нью-лук и переключились на утилитарный прет-а-порте. У Ёдзи же было свое видение моды в принципе. Он предложил нескольким домам сотрудничество, но его завернули с порога, и модельер вернулся в Токио – работать в ателье матери как вольный дизайнер.
В 80-е он еще раз приехал в Париж, но уже с готовой коллекцией на Неделю высокой моды. Коллекция вызвала не то, что отклик – шок! Его одежду называли лохмотьями, которые пережили ядерный взрыв… Но пока модные журналы его высмеивали – к Ёдзи потянулась уставшая от подиумной моды аудитория всех мастей от политиков до рок-музыкантов. Все, кто был бунтарем и авангардистом в душе или по жизни, стали постоянными клиентами драматического японца, обожавшего черный цвет и рок-музыку.
В 1996-м году Ямамото запускает линию парфюмерии. Первым ароматом стал свежий Yohji – резкий, с горечью зелени и мягкостью ванили и специй. Парфюмер Жан Керлео, который работал с домом Jean Patou, собрал странный аромат, который был и не в японских неслышных традициях, и не в европейских. Жесткий напористый аромат-унисекс в лаконичном флаконе стоял особняком, привлекая все тех же авангардистов…
Следующий был Yohji Essential – вот «красный Ямомото» я хорошо помню, он был у мамы. Я тогда его не оценила из-за все той же горечи, которая вот сейчас мне бы показалась интересной, а тогда были другие вкусы. Эта горечь была уже цветочной, с розой и мхом - густой терпкий шипр с мощным шлейфом. Через год появился первый мужской Yohji Homme – ромово-кожаный с деревяшками и звучной геранью. Эта серия ароматов выходила до 2005 года, а права на неё принадлежали компании Jean Patou.
А потом наступил долгий перерыв… Ёдзи к тому моменту провёл в Париже почти двадцать лет, но так и не стал частью модной культуры. Поняв, что как бы он не старался, но все равно остается страшно далёк от народа, модельер заключил контракт с Adidas и с головой ушел в спортивное направление. За несколько лет у него вышла только пара ароматов: мягкий и лишенный надрыва Yohji Yamamoto pour Femme с амброй, пудрой и травами и холодный цитрусово-деревяшечный Yohji Yamamoto pour Homme.
Мир менялся, а Ёдзи никак не мог приспособиться к европейским тенденциям. Им восхищались, но это восхищение плохо монетизировалось - тем более, что модели стоили как чугунный мост. В 2009 году компания Yohji Yamamoto объявила о банкротстве. Ёдзи собирался закрыть бренд и уехать в Японию, но дочь уговорила его оставить марку - её очень любил спортивный мир, только сделать более демократичной... Кстати, у Ёдзи трое детей – все работают в мире моды, а с их матерью он давно в разводе.
А вот дальше самое интересное… Ещё 2005 году у Jean Patou закончился контракт с Ямамото, и парфюмерная линия была остановлена. После шести лет простоя про ароматы вдруг вспомнили, и кто бы вы думали... Представители нашей «Алькор и Ко», которой принадлежит «Летуаль»! Они предложили Ямамото возродить парфюмерную марку, и всё завертелось. В 2013 году была заново выпущена вся линейка Yohji с одним новым ароматом – фруктовым Yohji Senses, появились парные ароматы Her Love Story и мужской Y-3 Black Label.
В 2017 году вышла пара I'm Not Going to Disturb – «Я не собираюсь вас беспокоить». Женский был максимально мягкими цветами, теплыми и чуть дымными, а мужской пах вишневым табаком и смолистой кожей. Ещё через год бренд презентовал нишевую коллекцию из шести новых ароматов в стильных флаконах. Сквозь их стекло можно прочитать разные высказывания Ямамото: «Будь собой. С тобой все хорошо», «Я ненавижу консерватизм», «Если вы оглядываетесь назад, вы не сможете добиться прогресса» и так далее.
К сожалению, эту линейку я не встречала, но знаю, что она продается «Летуалях»… Ну, а где ж еще?
P/S. Вот стоило только написать, что не встречала, как тут же встретила. Правда только половину.
Сиреневый Paradox - на мне дал туберозу и мягкую кожу, хотя в пирамиде пачули и амбра. Показался несколько не определившимся - восток он, цветы или кожа.
Серый Mode Zero - тихий-тихий, почти невидимка. Мягкий мускус, древесный спил и цветы. Самый "японский" в своей нюдовости аромат.
Красный Avant-Garde - о, да! Вот тут брутальная кожа в стиле "кирзачей" Аква ди Пармы украшенная мыльно-пудровыми цветами. Очень понравился, но даже для него 11 812 руб. по карте за 50 мл - это слишком.
Самые популярные духи 90-х. Часть I.
Molecules: Геза Шоен и чудеса маркетинга
Кто нам делает духи: Кендзо Такада