Найти тему
ПарфюМир

Кто нам делает духи: Yohji Yamamoto

Скромные флаконы с изящным росчерком и оригинальными ароматами были на пике популярности в конце 90-х. Потом парфюмерная линия была остановлена на несколько лет, но относительно недавно её снова запустили... И вы не поверите - кто именно!

Ёдзи Ямамото родился в Токио 1943 года и всё его детство было связано с потерями. Гибель отца, война, трагедия в Хиросиме и Нагасаки – всё это потом нашло отражение в его почти готическом творчестве. Его растила мать – портниха и владелица ателье, любившая яркие откровенные наряды. Видимо слишком яркие и откровенные, иначе почему Ёдзи начал придумывать модели, которые начисто лишали женскую фигуру соблазнов…

reuters.com
reuters.com

Он не планировал быть модельером, сначала его манила юриспруденция. Он окончил юридический факультет, но потом по стопам матери и пошёл учиться на дизайнера. Когда-то она сама училась в престижной Школе моды Бунка Гакуэн, и ради того, чтобы сын пошёл именно туда, продала свой магазин и заплатила за его обучение. В этой же школе учились Иссей Мияке и Кензо Такада.

Сейчас Ёдзи Ямамото 76 лет
Сейчас Ёдзи Ямамото 76 лет

После выпуска он поехал в Париж и обнаружил, что все, что ему преподавали в Школе, не годится для Европы. Его учили высокой дизайнерской моде, а там все уже относили диоровский нью-лук и переключились на утилитарный прет-а-порте. У Ёдзи же было свое видение моды в принципе. Он предложил нескольким домам сотрудничество, но его завернули с порога, и модельер вернулся в Токио – работать в ателье матери как вольный дизайнер.

-4

В 80-е он еще раз приехал в Париж, но уже с готовой коллекцией на Неделю высокой моды. Коллекция вызвала не то, что отклик – шок! Его одежду называли лохмотьями, которые пережили ядерный взрыв… Но пока модные журналы его высмеивали – к Ёдзи потянулась уставшая от подиумной моды аудитория всех мастей от политиков до рок-музыкантов. Все, кто был бунтарем и авангардистом в душе или по жизни, стали постоянными клиентами драматического японца, обожавшего черный цвет и рок-музыку.

-5

В 1996-м году Ямамото запускает линию парфюмерии. Первым ароматом стал свежий Yohji – резкий, с горечью зелени и мягкостью ванили и специй. Парфюмер Жан Керлео, который работал с домом Jean Patou, собрал странный аромат, который был и не в японских неслышных традициях, и не в европейских. Жесткий напористый аромат-унисекс в лаконичном флаконе стоял особняком, привлекая все тех же авангардистов…

-6

Следующий был Yohji Essential – вот «красный Ямомото» я хорошо помню, он был у мамы. Я тогда его не оценила из-за все той же горечи, которая вот сейчас мне бы показалась интересной, а тогда были другие вкусы. Эта горечь была уже цветочной, с розой и мхом - густой терпкий шипр с мощным шлейфом. Через год появился первый мужской Yohji Homme – ромово-кожаный с деревяшками и звучной геранью. Эта серия ароматов выходила до 2005 года, а права на неё принадлежали компании Jean Patou.

-7

А потом наступил долгий перерыв… Ёдзи к тому моменту провёл в Париже почти двадцать лет, но так и не стал частью модной культуры. Поняв, что как бы он не старался, но все равно остается страшно далёк от народа, модельер заключил контракт с Adidas и с головой ушел в спортивное направление. За несколько лет у него вышла только пара ароматов: мягкий и лишенный надрыва Yohji Yamamoto pour Femme с амброй, пудрой и травами и холодный цитрусово-деревяшечный Yohji Yamamoto pour Homme.

-8

Мир менялся, а Ёдзи никак не мог приспособиться к европейским тенденциям. Им восхищались, но это восхищение плохо монетизировалось - тем более, что модели стоили как чугунный мост. В 2009 году компания Yohji Yamamoto объявила о банкротстве. Ёдзи собирался закрыть бренд и уехать в Японию, но дочь уговорила его оставить марку - её очень любил спортивный мир, только сделать более демократичной... Кстати, у Ёдзи трое детей – все работают в мире моды, а с их матерью он давно в разводе.

-9

А вот дальше самое интересное… Ещё 2005 году у Jean Patou закончился контракт с Ямамото, и парфюмерная линия была остановлена. После шести лет простоя про ароматы вдруг вспомнили, и кто бы вы думали... Представители нашей «Алькор и Ко», которой принадлежит «Летуаль»! Они предложили Ямамото возродить парфюмерную марку, и всё завертелось. В 2013 году была заново выпущена вся линейка Yohji с одним новым ароматом – фруктовым Yohji Senses, появились парные ароматы Her Love Story и мужской Y-3 Black Label.

-10

В 2017 году вышла пара I'm Not Going to Disturb – «Я не собираюсь вас беспокоить». Женский был максимально мягкими цветами, теплыми и чуть дымными, а мужской пах вишневым табаком и смолистой кожей. Ещё через год бренд презентовал нишевую коллекцию из шести новых ароматов в стильных флаконах. Сквозь их стекло можно прочитать разные высказывания Ямамото: «Будь собой. С тобой все хорошо», «Я ненавижу консерватизм», «Если вы оглядываетесь назад, вы не сможете добиться прогресса» и так далее.

-11

К сожалению, эту линейку я не встречала, но знаю, что она продается «Летуалях»… Ну, а где ж еще?

P/S. Вот стоило только написать, что не встречала, как тут же встретила. Правда только половину.

-12

Сиреневый Paradox - на мне дал туберозу и мягкую кожу, хотя в пирамиде пачули и амбра. Показался несколько не определившимся - восток он, цветы или кожа.
Серый
Mode Zero - тихий-тихий, почти невидимка. Мягкий мускус, древесный спил и цветы. Самый "японский" в своей нюдовости аромат.
Красный
Avant-Garde - о, да! Вот тут брутальная кожа в стиле "кирзачей" Аква ди Пармы украшенная мыльно-пудровыми цветами. Очень понравился, но даже для него 11 812 руб. по карте за 50 мл - это слишком.

Самые популярные духи 90-х. Часть I.
Molecules: Геза Шоен и чудеса маркетинга
Кто нам делает духи: Кендзо Такада