Найти в Дзене

Все из детства

Оглавление

Маленький принц. Персонаж произведения Антуана де Сент-Экзюпери
Маленький принц. Персонаж произведения Антуана де Сент-Экзюпери

Детство для каждого человека очень важный период в жизни. Детство - это пора невероятных открытий, большого количества вопросов, на которые даже взрослые не всегда могут ответить. Детство - это первые проблемы, которые нам кажутся максимально серьезными, и лишь потом, взрослея мы начинаем понимать, что там никаких проблем нет. Мы соглашаемся с родителями, что детство - это беззаботная пора.

Из детства у каждого человека есть приятные и неприятные воспоминания. У каждого баланс приятного и неопрятного разный. Есть люди, которые вспоминают, что все детство было очень приятным и радужным и даже если были неприятные моменты, то самые счастливые смогли их с лихвой перекрыть. Есть люди, которые помнят только негативные моменты из своей жизни.

Сейчас уже нет споров по поводу того, что все проблемы идут из детства. Когда-то эта теория родилась у известного ученого и психоаналитика, родоначальника психоанализа З. Фрейда. Все его идеи на тот момент были восприняты сообществом психоаналитиков не очень восторженно, поэтому даже к такой очевидной вещи, как проблемы из детства, тоже относились сомнительно. З. Фрейд, наблюдая за пациентами и расспрашивая об их детстве, пришел к выводу, что часто взрослые преобразовывают свои проблемы, которые постигли их в детстве, и переносят их на взрослую жизнь. И практически всю свою взрослую жизнь пытаются решить "проблемы" детства. Так же по его наблюдениям был сделан вывод, что среди его пациентов были люди в большинстве своем с проблемами, которые были так или иначе связаны с их детством.

В некоторой параллели с З. Фрейдом, рассматривает ребенка как "чистую доску" философ Джон Локк. А взрослый окружающий мир постоянно делает записи, зарисовки и пометки на этой доске.

Для каждого из нас детство - становится ключевым периодом всей нашей, потому что мы находимся в начале нашей жизни, мы уже ступили на наш уникальный путь и с самого детства в какой-то степени мы предопределяем то, чем мы будем заниматься, как мы будем взаимодействовать с окружающим миром, как в этом мире мы себя будем ощущать и т.д.

З. Фрейд утверждал, что процесс воспитания длится до 5 лет, дальше взрослые люди уже пожинают "плоды" своих воспитательных воздействий на ребенка. Самыми ключевыми возрастами, конечно же, является возраст младенчества (до 1 года), ранний возраст ( от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6(7) лет). Соответственно все эти три возраста попадают под активный воспитательный процесс.

Но что же такого важного происходит в этих возраста и с какими проблемами могут столкнуться дети и их родители, которые могут потом повлиять на взрослую жизнь человека?

Далее мы поподробнее разберемся.

Младенческий возраст

Один из важнейших возрастов. Он характеризуется тем, что человек приходит в мир через самое большое испытание в своей жизни - рождение. Рождение как процесс труден не только для матери, но и для ребенка. Для любого ребенка рождение - это огромный стресс, потому что оно связано с резким изменением среды. Это как выйти из теплого помещения в лютый мороз без куртки, ни один человек себя защищенным не чувствует. И тут дело совсем не в температуре. Резкая смена среды приносит стресс любому организму. Помимо всего прочего прохождение по родовым путям матери не самый легкий процесс. Для многих детей он сравним с пролезанием сквозь очень тесные пролеты в заборах. Для некоторых детей такое прохождение оказывается травмоопасно, особенно когда происходят преждевременные роды, когда родовые пути оказываются неподготовленными, либо же роды проходят тяжело, во многих случаях тяжелые роды грозят жизни и здоровью ребенку и матери.

В общем как можно понять, такой чудесный момент для семьи, как рождение ребенка, всегда сопровождается опасностями. И буквально с первых секунд жизни вне утробы матери маленький человек сталкивается с большими проблемами.

Какие проблемы, которые возникают в этот период могут оказать влияние на будущее ребенка?

Начнем с начала начал. Это несомненно желанность или нежеланность данного ребенка. Такой факт очень сильно влияет на самого ребенка, на родителей. Есть ученые, которые утверждают, что ребенок уже в утробе матери чувствует отношение к нему. Он чувствует, когда мать не хочет его появления или даже хочет избежать его появления. Так или иначе такое отношение накладывает свой отпечаток на психику ребенка. И в глубине души ему будет казаться, что его искренне никто и никогда не любил, даже если близкое окружение будет доказывать обратное. Суть глубинных проблем, которые идут из младенчества самые серьезные, самые неизученные и вместе с этим самые трудные. Решаются такие проблемы у отдельных специалистов, которые владеют техниками, позволяющими заглянуть в сознание клиента, когда он был совсем маленьким. Работа трудная, потому что каждый из нас знает, как тяжело доставать воспоминания из самого-самого глубокого детства. Зачем это нужно? Все мы знаем аксиому: чтобы работать с проблемой, ее нужно осознать. Как можно понять, тяжело осознать то, что ты не помнишь, и соответственно тяжело начинать работу по преодолению данной проблемы.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться дети - это синдром госпитализма. Такое явление нередко наблюдается у детей, которых по разным причинам оставили в доме малютки. Когда ребенок приходит в этот мир, то в первую очередь он рассчитывает на любовь, поддержку и заботу матери, как и любое существо. Ребенок человека, среди всех млекопитающих, как мы знаем еще со школу с уроков биологии, - самое беззащитное существо. И если его надежды не оправдываются, то уже с самого начала ребенок неосознанно, но где-то внутри держит злобу на мир, потому что его бросил самый дорогой в его жизни человек. Множественные наблюдения за такими детьми привели к выводу, что такие дети вырастают очень закрытыми, холодными и даже озлобленными на мир людьми, потому что не способны ему доверять, ввиду того, что в них глубокого сидит неосознанная проблема предательства. К сожалению, в отсутствие матери дети плохо развиваются, их психика оказывается заторможена в развитии. Мать становится для каждого человека не просто гарантом выживания, но и человеком, который своей заботой, любовью сможет развить психически полноценного ребенка. В ее отсутствие воспитание психически полноценного человека практически невозможно. За первый год жизни ребенка происходит колоссальное развитие всех систем организма, такого развития невозможно наблюдать ни в одном возрасте. За год ребенок научается многому: он по-другому начинает воспринимать мир, он активно его изучает, он активно пользуется возможностями своего тела, он научается им управлять, он научается пользоваться речью. И все это происходит за год с условием, что его в этом всем сопровождает мама. Мама помогает ему достичь таких результатов, все время поощряет, а если у ребенка что-то не получается, то, безусловно, утешает и вселяет надежду, что в следующий раз точно получится. Как можно понять, такое воспитание помогает человеку в будущем. Он растет очень уверенным в себе человеком, он знает, что даже если его постигнут неудачи, то он попробует еще раз и у него точно получится.

Отдельные интересные исследования есть в отношении детей, которые появились на свет естественным путем и посредством Кесарева сечения. На данный момент в психологии еще идет активное изучение данного вопроса. Но уже есть немало интересных наблюдений по поводу различий этих детей между собой.

Дети, которые не смогли пройти естественным путем рождение, можно сказать "отделения" от матери, приобретают весьма своеобразные черты характера:

  • Сильная связь с матерью, которая сохраняется очень долго;
  • Эмоциональная ранимость и даже некоторая нестабильность, излишняя чувствительность ко всему, что происходит вокруг;
  • Некоторая затрудненность в общении со сверстниками;
  • Трудности адаптации к социальному миру.

Далеко не последний список этих особенностей. Но это вовсе не значит, что у детей "кесарят" нет шанса на нормальную жизнь. Данная информация важна в первую очередь для родителей, которые будут грамотно выстраивать процесс воспитания. С поддержкой родителей у каждого человека есть шанс на светлое будущее.

Внизу будут ссылки на интересные статьи про детей "кесарят".

Ранний возраст

Ребенок уже изучил все особенности своего организма, он максимально погружался в себя в это время. У детей до 1 года даже можно наблюдать некоторую эгоцентрическую позицию, что является вполне нормой для него, потому что ребенку нужно изучить свои возможности организма для совершенствования основных движений. И когда ребенок уже твердо стоит на ногах (пока что физически), он обнаруживает удивительный мир его окружения, который не так прост, как кажется. Ему интересен предметный мир, а так же ребенку интересен и социальный мир. Он впервые сталкивается с активным взаимодействием с окружающими. Он наблюдает за жизнью взрослых. Ребенок пытается понять, как взаимодействовать со взрослым миром. Встречается с такими же детьми на площадке и уже пробует свои первые модели взаимодействия с другими людьми.

Ранний возраст характерен тем, что ребенок постигает окружающий мир и готовит себя к вхождению в него. В частности он начинает овладевать речью, уже более содержательно, чтобы можно уж было выразить не только свои желания, но и самого себя.

В этом возрасте главным источником информации, эмоций и в целом развития остается взрослый человек. Этот возраст важен с точки зрения становления самостоятельной и здоровой личности, потому как, когда ребенок чувствует поддержку со стороны взрослых ему становится намного проще, и уже подходя к непростому кризису 3 лет ("Я сам"), у ребенка складываются все предпосылки для нормального психического развития.

Если же эмоции в данный период жизни носили в основном отрицательный характер, то ребенку будет тяжело. Если давить на ребенка своим авторитетом взрослого, то есть риск, что ребенок не сможет дальше быть самостоятельным. Но опять же если ребенок не будет понимать, какие поступки можно делать, а какие нет, то есть риск той же несамостоятельности, только еще сюда будет добавляться неадекватно высокая самооценка.

Поэтому у ребенка должны быть весьма приятные впечатления об этом периоде, но при этом не лишенные восприятия норм и правил, которые от него требуются.

Еще очень немаловажной проблемой может стать для ребенка - это появление в семье еще одного ребенка. В психологии такие отношения в семье между детьми называют отношения сиблингов. В нашем случае мы рассматриваем минимальную разницу в возрасте в 1-2 года. Таких сиблингов принято называть погодками. Там взаимоотношения в начале могут иметь некоторые трудности, потому что рождение младшего ребенка попадает в не менее важное событие для старшего - кризис 3 лет. Ребенок, находящийся в кризисе, требует к себе не меньшего внимания, но не всегда родители способны его уделять в силу того, что и младенец требует повышенного внимания. Разница в 3-4 наиболее оптимальна, так как у старшего ребенка складываются особые чувства к младшему: старший ребенок старается заботиться о младшем, оберегает и защищает его на правах старшего брата или сестры. А вот разница уже более 5 лет начинает отдалять детей, в первую очередь по интересам, поэтому старший ребенок в этом случае относится к младшему первое время достаточно нейтрально. Подростки тоже могут весьма болезненно относиться к появлению младшего ребенка, потому как подростковый возраст так же один из кризисных периодов.

Тема непростая, потому что для родителей становится непонятно, как будет старший ребенок относиться к младшему, как способствовать устранению конфликтов между детьми, как убрать реакцию ревности у старшего ребенка.

Данная проблема касается проблемы восприятия факта рождения младшего ребенка страшим. Тут дети делятся на 2 группы. В первую группу относятся с положительными эмоциями к новой роли старшего брата или сестры, некоторые дети даже ждут поскорее, когда младший ребенок вырастет, чтобы с ним можно было поскорее играть. А есть дети, которые не на шутку расстраиваются, потому что им кажется, что они теряют навсегда статус любимого ребенка.

Завершается данный период, как мы уже упоминали, кризисом 3 лет, который принято называть "Я сам". Многие родители отмечают, что в данный период ребенок становится просто неуправляемым, потому что он явно заявляет о себе в виде непослушания (иногда нарочитого). Не все родители знают, как выстроить взаимоотношения с ребенком в этот трудный период. Единственное, что требуется от родителей в это время - это терпение. У ребенка развивается такая важная черта, как самостоятельность, которая доведена до абсолюта. Можно сказать, что ребенку надоело постоянная зависимость от взрослого и он сам хочет определять, что он будет делать или не будет, совсем как взрослый. Другой вопрос, что ребенок в это время не совсем способен на это. Но тут задача родителя сопровождать процесс, научиться договариваться с ребенком, как со взрослым и направлять его стремление в более конструктивное русло. Если ребенок хочет стать самостоятельным, то позвольте ему это сделать. Большой ошибкой будет опять же давить авторитетом, срываться на крик и требования от ребенка. Лучше занять позицию дипломата. Ведь никому из нас не нравится, когда на нас давят, и каждый из нас хочет поскорее от этого избавиться. Все по-разному избавляются от давления: кто-то бегством, кто-то агрессией. Вот и ребенок, который считает себя равным со взрослыми, от этого не в восторге. Поэтому если ребенок требует что-то невозможное от вас в этот момент, попробуйте обсудить этот вопрос с ребенком на равных. И тогда вы увидите совсем другую сторону вашего общения с ребенком.

Дошкольный возраст

Один из определяющих периодов детства, когда работа по активному воспитательному процессу подходит к концу.

В этом возрасте у ребенка появляется все большая осознанность себя, себя в обществе. У ребенка расширяется круг общения, в который уже входит не только семья, там появляются сверстники с воспитателем. Для ребенка это важный период, потому что ему предстоит выстраивать отношения, которые до этого он не выстраивал. Некоторые дети испытывают большие трудности в отношениях с воспитателем, потому как склонны воспринимать ее, как маму, хотя это совсем другой вид отношений. Ребенок становится все больше самостоятельным. И вместе с тем еще больше хочет быть частью взрослого мира. Дети в дошкольном возрасте проигрывают свои будущие роли, копируя взрослых. Девочки убаюкивают и заботятся о кукле, мальчики - водят машину, строят дома.

Одно из важных с чем сталкивают дети - это половая идентификация. Уже с 3-4 лет дети начинают различия между мужчинами и женщинами. Эта тема обрастает множеством вопросов, которые они могут задавать взрослым, где-то сами проверять на практике. Они пытаются понять физиологические различия между мальчиками и девочками, поэтому они тщательно изучают свое тело, сравнивают его с телом противоположного тела. Некоторые дети подглядывают за взрослыми и потом задают много вопросов. Другие даже могут переодеваться в одежду противоположного пола, что может вызвать много вопросов у родителей.

Эти процессы максимально нормальны, как и повышенный интерес к своим гениталиям. В этом случае родители понимают, что у ребенка накопились вопросы по поводу своей половой принадлежности. Конечно же, ребенку в доступной форме нужно объяснить устройство этой части жизни любого человека. Так же нужно помнить, что предпочтения, которые заложены в каждом человеке проявляются уже сейчас. Но это совсем не значит, что мальчик, который переодевается в одежду мамы, в будущем будет гомосексуален. Надо помнить, что наряду с половой принадлежностью существует такое понятие, как гендер, которое куда сложнее, чем пол. На данном этапе жизни ребенок открывает себя тайну пола, понятие гендера ему пока, что недоступно.

В норме у каждого ребенка в этот период проявляется Эдипов комплекс у мальчиков, у девочек - комплекс Электры.

Выглядит это таким образом, что ребенок начинает привязываться ко взрослому из семьи противоположного пола, ревнует его и даже некоторые дети открыто говорят, что в будущем, когда мамы или папы не станет, то он женится или выйдет замуж за родителя противоположного пола. Такая ситуация тоже вполне нормальна. Ребенок уже понимает устройства традиционных отношений между мужчиной и женщиной, но не совсем понимает, как выстраиваются семейные отношения. Им кажется, что тесная связь с родителем противоположного пола, аналогична связи супругов. Нужно просто понимать, что таким образом ребенок показывает свою искреннюю любовь к родителю противоположного пола.

Такое происходит, потому что ребенок не совсем понимает нравственную сторону жизни людей, он стоит только на пути понимания нравственных ценностей и морали, которые устанавливаются обществом.

Чтобы ребенок правильно понимал и адекватно ощущал себя в дальнейшем, конечно, нужно максимально с пониманием отнестись к этим моментам в жизни ребенка, дать ему доступные разъяснения и, конечно же, еще раз взглянуть на модель семейных отношений в плане отношений между мужчиной и женщиной. Это очень важный момент, потому что многие дети несут в себе именно эту модель семейных взаимоотношений.

Отрицательные примеры взаимоотношений сильно могут повлиять на ребенка на этапе выбора партнера для семейной жизни. Пример здоровых семейных отношений родителей может стать основой и хорошей опорой в вопросе создания семьи, потому как человек уже будет знать, как выглядят хорошие отношения и будет более тщательно подходить к вопросу выбора партнера и созданию семьи.

Из этого можно понять, что отсутствие моделей мужского поведения или женского поведения в семье много лишают человека в будущем, потому как приводят к неосознанным проблемам во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Как для мальчика, так и для девочки важно видеть все две модели семейных взаимоотношений. Для девочки мама является примером того, как нужно проявлять заботу, ощущать свою женственность. Папа для девочки придает уверенности в своих силах показывает, как мужчина должен относится к женщине.

Для мальчика мама становится примером будущей партнерши, он от нее получает ласку и заботу. Папа для мальчика так же показывает модель того, как надо взаимодействовать с женщинами и ориентирует в дальнейшем на успех.

Это вовсе не значит, что у детей, у которых родители в разводе, нет шанса увидеть корректные модели взаимоотношения. В таком случае родителям нужно постараться выполнять родительскую функцию в отсутствии супружеских отношений. То есть нужно максимально постараться расстаться на хорошей ноте и продолжить взаимодействовать друг с другом корректно, только уже в рамках воспитания детей.

Так же во время активной деятельности дошкольников родители уже могут заметить к чему у ребенка есть способности, в некотором смысле уже можно определить, чем ребенок будет заниматься в будущем, достаточно просто понаблюдать за играми ребенка. Если ребенок в основном выбирает конструктивные игры, то дальше ребенок может выбрать занятия, которые непосредственно могут быть связаны с пространственным мышлением (строитель, архитектор, дизайнер и т.д.). В этом возрасте ребенок сам уже способен осознать, что у него получается, а что пока что нет. В этом возрасте может быть полезно заниматься развитием именно тех способностей, которые у ребенка уже проявляются. В будущем это позволит человеку более осознано подойти к вопросу выбора профессии.

И завершается данный этап еще одним кризисом - 7-лет. Данные кризис не такой масштабный. Но успешное его прохождение помогает ребенку в полной мере правильно ощущать себя в школе, и в целом правильно определить свое место в социуме.

Из этого мы можем еще раз подтвердить мысль о том, что практически все проблемы у нас так или иначе связаны с детством. Детство только лишь с одной стороны может показаться беззаботным периодом. На самом же деле ребенок уже на самых ранних этапах своей жизни делает выборы, которые могут предопределить его взрослую жизнь. Видя сколько проблем и задач ребенок решает для себя с самого раннего возраста, взрослые понимают, что это возраст не так уже и прост. И в каком-то отношении З. Фрейд был прав, когда говорил, что в первые 5 лет идет активный процесс становления личности человека. Наша задача, как взрослых людей состоит в том, чтобы помочь ребенку пройти все этапы, поддержать там, где ребенку будет плохо и вселять уверенность, что у него все в этой жизни получится, но и самим в этом отношении не противоречить своим словам. Самый лучший пример для ребенка - это пример его родителей.

Источники:

Н. Грекова. ПРИЙТИ В МИР С «ЧЕРНОГО ВХОДА»

Е. А. Кошелева. "Кесарята". Психологические особенности подростков, рожденных путем кесарева сечения

Если данный материал вам был полезен, то дайте мне знать.

Если что-то вызвало у вас сомнения или вопросы, просто свяжитесь со мной.

Буду рада ответить на вопросы

Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал. Так мне будет понятно, что эта тема для вас важна!

-2

#всеиздетства