Для подготовленного красноармейца воздушный враг не страшен.
Ровно 79 лет назад, 7 августа 1941 года, Виктору Талалихину удалось совершить один из первых ночных таранов вражеского самолёта. Во время ночного воздушного боя около Москвы на своем И-16 он протаранил немецкий бомбардировщик Не-111.
Вот что рассказывал об этом таране сам герой:
«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. «Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю».
Сегодня такой бой невозможен. Любое столкновение многотонных самолетов в воздухе означает катастрофу. #Авиация #СССР первых лет Великой Отечественной – это не только бронированные «Илы», но и цельнодеревянные Ла-5, а также фанерные «Яки». Фанерно-полотняный самолет мог вывести из строя вражескую машину как ударом шасси по крылу, так и ударом пропеллера по хвостовому оперению. В этом случае страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.
По самолетам из винтовки
На войне как на войне: постоянно выявляются и используются скрытые возможности того или иного оружия, о которых не подозревали его создатели. Потому что есть такое слово — «надо». Главное слово на войне. То, что надо, то и делали, лишь бы уничтожить побольше фашистов, а значит, и приблизить желанную победу.
В приведенной ниже методичке полковника Виноградова даны подробные инструкции красноармейцам о ведении стрельбы с земли по воздушным целям.
О том, как велся такой бой, рассказывает Александр Твардовский в стихотворении "Кто стрелял?" из цикла о Василии Тёркине:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу...
Ну-ка, что за перемена?
То не шутки — бой идет.
Встал один и бьет с колена
Из винтовки в самолет.
Трехлинейная винтовка
На брезентовом ремне,
Да патроны с той головкой,
Что страшна стальной броне.
Бой неравный, бой короткий.
Самолет чужой, с крестом,
Покачнулся, точно лодка,
Зачерпнувшая бортом.
Накренясь, пошел по кругу,
Кувыркается над лугом,—
Не задерживай — давай,
В землю штопором въезжай!
Сам стрелок глядит с испугом:
Что наделал невзначай.
Скоростной, военный, черный,
Современный, двухмоторный
Самолет — стальная снасть —
Ухнул в землю, завывая,
Шар земной пробить желая
И в Америку попасть.
Описанный бой можно было бы назвать выдумкой, однако есть воспоминания фронтовиков, которые подтверждают: да, били врага всем, чем придется:
Гвардии полковник Евгений Игнатович, участвовавший в обороне Севастополя, писал о событиях 1942-го:
...Проезжая как-то в сумерках на мотоцикле мимо 553-й батареи малокалиберных зениток, я обратил внимание на длинные и тонкие стволы, которые выглядели необычно и даже странно на фоне темнеющего неба. Заинтересовался. Оказалось, это новоявленные «зенитки», недавно приспособленные к делу неутомимым комбатом-исследователем старшим лейтенантом Г. А. Воловиком.
К паре обычных противотанковых ружей, тяжелых, громоздких, напоминающих старинные пищали, он приладил подставки — что-то вроде деревянных станков с ложем, врыл в землю — и «зенитная установка» готова. Их освоили подносчики снарядов, которым тоже хотелось собственноручно бить врага. И делали это вполне успешно. Подбивали не только танки, но и самолеты.
Источник: Игнатович Е. А. Зенитное братство Севастополя / Лит. запись С. Вигучина. — Киев: Политиздат Украины, 1986.