Спроси на улице почти любого - получишь правильный ответ о том, что существительное ведьма происходит от глагола ведать. Суффикс -м сейчас непродуктивен, поэтому при разборе слова по составу он не учитывается: в слове ведьма, с точки зрения современного деления слова по составу, выделяется корень ведьм- и окончание -а. Но исторически, конечно, здесь корень ведь- и суффикс -м.
Параллели из других славянских языков: в украинском - вiдьма, в белорусском - ведзьма, в польском - wiedzma и т.д.
С невестой всё не так явно. Связь с тем же историческим корнем современным носителем русского языка не осознается.
М. Фасмер пишет, что "лучшей остаётся старинная этимология": невеста как "неизвестная". Это "табуистическое наименование должно было защитить женщину, вступающую в чужой для неё дом, дом её жениха, от злых духов". Косвенно подтверждает это наличие в русских диалектах наименование жениха - "чужой", "чуженин". Другие версии учёный называет сомнительными.
Подробнее см. в "Этимологическом словаре русского языка" М. Фасмера.
П.Я. Черных пишет, что слово спорное в этимологическом отношении. Учёный полагает, что изначальное значение слова - "нововводимая" или "нововведённая". Согласно этой точке зрения, в слове два корня - nev- и ved- (вести).
В новгородской берестяной грамоте №9 есть как будто подтверждающее эту версию выражение "водя новую жену". Проблема заключается в следующем.
За подробностями отсылаю к книге: "Историко-этимологический словарь современного русского языка" П.Я. Черных.
О.Н. Трубачёв пишет, что вряд ли мы найдём слово, к объяснению происхождения которого было бы предложено больше версий. В книге "История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя" он даёт подробный разбор этих версий.
Учёный настаивает на верности объяснения М. Фасмера: невеста - это речевое табу, изначальное значение - "неизвестная". Ко всем прочим аргументам О.Н. Трубачёв добавляет интересные этнографические данные: например, у славянских народов существовал обычай в первые дни после появления невесты в доме не говорить с ней, обращаться как с чужим (неизвестным) человеком, не называть по имени, независимо от того, была она известна ранее семье мужа или нет.
Алексей Сидоренко