Элизабет Гилберт написала «Есть, молиться, любить» и заразила весь мир соло-путешествиями, медитацией и островом Бали. И если о книге и ее экранизации знают многие, то о самой писательнице вы, скорее всего, ничего не слышали. Собрали факты об удивительной жизни Лиз Гилберт.
Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить»
Выросла на ферме рождественских елок
Гилберт с сестрой росли на ферме в Коннектикуте. У семьи не было ни телевизора, ни проигрывателя, ни соседей, за что родителей девочек прозвали отшельниками. Зато у них были книги: как рассказывала Элизабет журналистам The New York Times, чтение было единственным приятным занятием, которое старшие не считали бездельем. Вот сестры и читали все, что было в доме: среди своих вдохновителей Лиз называет «Волшебника страны Оз», книги Джеймса Кука и Эрнеста Хемингуэя.
Гилберт вспоминает, как все детство они с сестрой сражались за пишущую машинку, бесконечно читали чужие истории и выдумывали свои. «Малкольм Гладуэлл говорит, для освоения нового навыка нужно 10 тысяч часов практики. Уверена, я получила их к восьми годам».
Сестры устраивали домашние спектакли, и первым творческим признанием Лиз стала школьная пьеса «Доказательство Моны». В ней Гилберт отразила свое ощущение одиночества и непонятости в семье. Героиня пьесы, девочка Мона, путешествует во времени, но никто не верит в ее чудесные способности. В финале Мона приносит газету из прошлого и наконец встречает понимание окружающих.
Подобная история произошла и с самой Лиз. После окончания университета полная журналистских амбиций Гилберт пришла работать в редакцию журнала Spin. Но вместо писательства ей предложили побыть на подхвате, заменяя ассистентку, а через три дня выставили за порог, не дав шанса попробовать себя в другой роли. Спустя несколько месяцев Элизабет прислала издателю свою публикацию в Esquire под заголовком «Дебют американского автора» с запиской «Говорила же вам, я писатель!».
Притворялась мужчиной ради статьи
Гилберт долго воспринимала себя как писательницу для мужчин. Она работала в мужских изданиях GQ и Spin, была одной из немногих женщин в журналистском коллективе, а в своих материалах исследовала мужскую натуру. Однажды ради статьи в GQ Гилберт даже перевоплотилась на неделю в парня. В предисловии к книге «Законный брак» Элизабет рассказывает, как «постриглась коротко, забинтовала грудь, сунула в штаны презерватив, набитый кормом для попугайчиков, и прилепила эспаньолку под нижнюю губу — а все для того, чтобы хоть как-то прочувствовать и понять загадочную притягательность существования в виде мужчины».
Элизабет работала барменшей и официанткой и на основе этого опыта в 1997 году написала для GQ статью «Муза салуна „Гадкий койот“». Позже по ее мотивам сняли фильм «Бар „Гадкий койот“».
«В центре внимания моих первых трех книг (как художественных, так и документальных) также были герои-супермачо: ковбои, рыбаки, зарабатывающие на ловле лобстера, охотники, дальнобойщики, водители грузовиков, лесорубы… В ту пору мне часто говорили, что я пишу как мужчина. Правда, я не совсем понимаю, что значит „писать как мужчина“, но, когда люди говорят такое, начинаешь думать, что они хотят сделать комплимент. Уж я-то точно воспринимала это как похвалу».
Речь о сборнике рассказов «Пилигримы», романе «Крепкие мужчины» и книге «Последний американец», в основе которой биография натуралиста Юстаса Робинсона Конвея.
Элизабет Гилберт «Крепкие мужчины»
Позже Гилберт призналась, что «Есть, молиться, любить» — своеобразный каминг-аут, попытка разобраться, как она чувствует себя как женщина. Так после десяти лет в роли исключительно мужского автора, который пишет о мужчинах и мужественности, Элизабет вдруг прославилась в амплуа писательницы женских романов.
«Правда, мне сложно понять, что это за женские романы такие, однако я более чем уверена: такие слова люди никогда не произносят как комплимент».
Написала книги помимо «Есть, молиться, любить»
После успеха «Есть, молиться, любить» Гилберт было сложно взяться за новую книгу. Все будто ждали от нее чего-то грандиозного, но популярность мемуаров о соло-путешествии стала для Лиз неожиданностью, и рецепта бестселлера у нее не было.
«Законный брак» стал своеобразным продолжением «Есть, молиться, любить». Гилберт исследует институт брака и обращается к истории — от Древнего Египта до наших дней, географии — от провинциального Лаоса до мегаполисов Америки, статистике — от научных книг до опыта своих подруг.
Элизабет Гилберт «Законный брак»
В селф-хелп книге «Большое волшебство» Гилберт рассуждает о творчестве и природе вдохновения. По собственной рекомендации о преодолении страхов Элизабет однажды спела в караоке и рассказала об этом в соцсетях. Читатели потребовали пруфов, и тогда Лиз превратила эту историю в благотворительную акцию, спела на публику и собрала деньги для приюта в Непале.
Элизабет Гилберт «Большое волшебство»
«Кулинарная книга моей прабабушки. Книга для чтения и наслаждения» родилась из реального сборника рецептов, который Гилберт обнаружила в коробке с семейными реликвиями. Среди рагу и супов в поваренной книге собраны житейские советы, остроумные замечания и рассуждения о простых радостях повседневности.
Элизабет Гилберт, Маргарет Ярдли Поттер «Кулинарная книга моей прабабушки. Книга для чтения и наслаждения»
В «Происхождении всех вещей» Гилберт решила «позаигрывать с любимыми авторами — Диккенсом, сестрами Бронте, Элиот, Джеймсом». Три с половиной года Элизабет провела в исследованиях, путешествиях, поисках материала и общении с экспертами. Она даже читала исключительно книги, написанные не позже XIX века, чтобы перенять слог повествования того времени. Результатом стала книга об отважной Альме Уиттакер, которая изучает ботанику, мир и собственную сексуальность.
Элизабет Гилберт «Происхождение всех вещей»
В 2019-м писательница опубликовала «Город женщин», блестящую историю Вивиан Моррис. Девяностолетняя героиня рассказывает о бурной театральной жизни Нью-Йорка 1940-х, военных годах, любви, которую можно встретить в любом возрасте, и свободе быть собой в любое время и любой стране.
Элизабет Гилберт «Город женщин»
Развелась с «Фелипе» ради подруги
В 2007 году Гилберт вышла замуж за Хосе Нунеса, известного поклонникам «Есть, молиться, любить» как Фелипе. Вместе с Хосе Элизабет открыла магазин «Две пуговицы» с хендмейдом из Индонезии.
Спустя десяток лет счастливой совместной жизни Гилберт оставила Нунеса ради Райи Элиас. Женщины давно дружили, но в 2016-м онкологический диагноз Элиас заставил писательницу осознать романтические чувства к подруге. Спустя два года возлюбленная Гилберт скончалась, а Элизабет посвятила ей прощальные строки в послесловии к книге «Город женщин», над которой работала в период болезни и смерти Элиас.
«И наконец, послание для Райи Элиас. Я знаю, как ты мечтала быть рядом, когда я писала этот роман. И ты была, дорогая. Была со мной каждую минуту. Ты мое сердце. Я всегда буду любить тебя».