Развитие противолодочных сил советского флота в начале 60-х годов шло различными путями, в том числе посредством разработки малых кораблей противолодочной обороны. Одним из таких кораблей стал малый противолодочный корабль пр.1124, предназначенный для охраны военно-морских баз, пунктов базирования, рейдов, а также для противолодочного охранения кораблей и судов на переходе морем. Проект был разработан Зеленодольским ЦКБ-340 коллективом под руководством главного конструктора Ю.А.Никольского.
Техническим заданием был определен состав вооружения: гидроакустическая станция (ГАС) кругового поиска «Аргунь» с антенной в подкильном обтекателе, опускаемая ГАС «Шелонь», 2х2-533-мм ТА, две РБУ, 57-мм артиллерийская установка для самообороны; а также тип главной энергетической установки (ГЭУ) и водоизмещение ограниченное величиной 800 т.
Необходимость длительного поддержания относительно невысокого поискового хода и возможности в случае необходимости развить полный ход около 35 узлов определила для малого противолодочного корабля (МПК) выбор оптимальной ГЭУ в виде трехвальной дизель-газотурбинной ГЭУ. Как видим, проблемы некоторых кораблей Второй мировой, когда приходилось для перехода с дизеля на турбины разбирать валопроводы, для советских кораблей стали уже давно неактуальными. Наличие выбранной ГЭУ определялось «моделью боевого применения корабля»: прослушивание на ходу – глубокая акустическая «разведка» «на стопе» при помощи опускаемой ГАС (ОГАС), обнаружение подводной цели и максимально быстрый «подскок» в районе ее предполагаемого нахождения для последующей атаки.
Причем бортовые валы вращались двумя дизелями М-507А (по 10000 л.с.), а средний – газотурбинной установкой ГТУ-8 (18000 л.с.). Интересно, что и под ГТУ, и под обоими дизелями корабль должен был развивать 20-узловой ход, а наибольшая скорость в 35 узлов достигалась при совместной работе всех трех валов. В тоже время в режиме хода под дизелями дальность плавания задавалась не менее 2500 миль (18 узлов).
Одной из основных задач при проектировании, стало не обеспечение высокой скорости хода или размещения вооружения, а оптимизация ходкости и мореходных качество корпуса корабля, снабженного сравнительно большим подкильным обтекателем ГАС. Этот обтекатель вследствии своих размеров оказывал значительное влияние на центровку и ходовые качества «основного корпуса» (длина по КВЛ – 66 м, ширина -9,3 м) корабля. Для нового МПК были разработаны оригинальные обводы для подводной части, а надводному борту для уменьшения заливаемости и забрызгивания придали сложную форму со сглаженными продольными «гребнями» - уступами. Сразу отметим, что «запуске» корабля в серию от экзотических «гребней» надводного борта отказались, так как они слишком усложняли корпусные конструкции и технологию изготовления корпуса.
Добавим, что для решения этой задачи были проведены несколько серий буксировочных испытаний в опытовом бассейне, а также была построена самоходная модель, с помощью которой изучалось заливаемость и забрызгиваемость.
Корабль получил протяженную сплошную надстройку и нетрадиционный корпус с ярко выраженной седловатостью. Такое решение было применено для повышения надводного борта, что благоприятно сказалось не только на мореходности, но и позволило получить дополнительные объемы внутри корпуса. И это вскоре пригодилось.
После рассмотрения эскизного проекта ЦКБ-30 получило задачу разместить на корабле ЗРК самообороны «Оса-М» (4К-33) с боекомплектом 20 зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М-33. Первоначально убирающуюся под палубу пусковую установку (ПУ) ЗиФ-122 предполагалось установить на корме, переместив в нос автоматическую спаренную 57-мм АУ ЗиФ-72. Такое решение диктовалось необходимостью жесткого соседства ПУ со «стрельбовой станцией» комплекса 4К-33. Однако, в последствии, ПУ ЗРК установили на баке.
В итоге удалось реализовать все требования заказчика (ВМФ СССР), создав по тому времени неплохо вооруженные, достаточно быстроходный и мореходный (относительно) специализированный корабль для поиска и уничтожения подводных лодок вблизи побережья, причем уложившись в полное водоизмещение 900 т.
Поиск, обнаружение, классификация подводных целей и выдача ЦУ системе ПУС «Дракон-1124» осуществлялись «подкильной» ГАС «Аругнь» и опускаемой ГАС «Шелонь». Интересно, что ГАС «Аргунь» представляла собой «уменьшенный вариант» станции «Титан», создававшейся для БПК типа «Беркут» (пр.1134) и СКР 2-го ранга типа «Буревестник» (пр.1135).
Атака обнаруженной подводной лодки могла производиться как самонаводящимися торпедами «Енот-« (или СЭТ-65) из палубных поворотных двухтрубных торпедных аппаратов ДТА-53-1124, так и посредством реактивных глубинных бомб РГБ-60, выстреливаемых из двух реактивных бомбометных установок РБУ-6000. РБУ оснащались системой подачи и перезаряжания.
Две 12-ствольные ПУ размещались побортно в носовой части надстройки корабля, расположенные под ними погреб вмещал 96 РГБ-60. Для самообороны корабля от катеров и малых кораблей противника, а также для поражения воздушных целей предназначался артиллерийский комплекс АК-725 в составе 57-ммавтоматической АУ ЗиФ-72, расположенной в корме корабля, и радиолокационной системы управления стрельбой «Барс» МР-103. Задача уничтожения одиночных воздушных целей должна была также решаться ЗРК «Оса-М», в состав которого входили система управления 4Р-33, двухбалочная ПУ ЗиФ-122 (расположенная в нерабочем положении под палубой бака в «стакане» ПУ) с системой подачи и перезаряжания и комплект ЗУР 9М-33. Обнаружение воздушных и надводных целей, а также выдачу ЦУ ЗРК выполняла РЛС МР-302 «Рубка».
Несмотря на то, что серийное строительство МПК пр.1124 (тип «Альбатрос») было узаконено в августе 1964 года, однако только в 1972 году был утвержден скорректированный проект, по которому начали строить корабли. Серийные корабли строились на Зеленодольском судостроительном заводе (ССЗ) им. Горького, на Хабаровском ССЗ и Киевском ССЗ «Ленинская кузница» - всего было построено 38 кораблей. И как отмечают эксперты, этот корабль вполне отвечал своему предназначению, настолько, что еще долго служил в советском флоте и флотах иностранных государств...
Спасибо за внимание к статье, следующие не заставят себя ждать, подписываетесь, задавайте вопросы, обсуждайте!