Восемь дней в Крыму, полторы тысячи километров по поверхности полуострова. Однако, самое интересное (и неожиданное) - это крымские татары. Так получилось)
Действительно, интересно и того стоит. И еще нераспробовано коллективным пляжным туристом.
Если пойти протокольными экскурсионными путями, то там вас завезут в татарские "матрешки-петушки" и крымский "город-мышкин". Стоит слезть с экскурсионного автобуса и поехать по центральному Крыму. Это еще один "другой Крым". И там тоже все не очень просто. В центре полуострова есть отличные татарские деревни и отели-гесты с колоритом и духом.
Не хочу сваливаться в обсуждения в крым-наш и крым-не-наш. Я лично посмотрел крым-татарский. Действительно, они тут жили очень-очень давно (с небольшим перерывом на депортацию) их след в культуре и топонимике очень заметный.
Кстати, дань потомкам Чингисхана перестал платить только лишь Петр I. Последнему куску Золотой орды, Крымскому ханству, или как они сами себя называли - Улуг Орда ве Дешт-и Кипчак
Бахчисарай!
Эпицентр крымского татарства (в хорошем смысле))
Я был тут в 1993 году. Теперь это совсем другой город. Кстати, противостояние русских и татар заметно сгладилось. Город стал все-таки татарским с русским имперским оттенком (диснеевского розлива).
В Бахчисарай приезжают автобусами и смотрят Ханский дворец со скудным бахчисарайским фонтаном (ТМ), заглядывают в клоунский парк миниатюр, и (если программа большая) заезжают в "таинственный Чуфут-Кале". И еще паломничают в Успенский пещерный монастырь. Эта штука меня больше всего поразила - в 1993 году это был интересный заштатный монастырь. Теперь это величественный туристический пойнт софринского розлива (до этого там еще много чего было - вплоть до византийских монахов). Православно-коммерческий. Как сказал поэт - "солидный господь, для солидных господ". То есть мне (лично мне) это место категорически не понравилось. И даже фотографий его не осталось.
А вот с Чуфут-Кале все не так просто - что-то в этом месте есть. И убить эту греческо-татарско-еврейско-караимскую крепость не так просто. Евреев и караимов там давно уже нет (последние живут в Евпатории и окрестностях). Но там есть: 1) дикие лавандовые поля с одуряющим запахом (по дороге в горку), 2) можжевеловые рощи, 3) вьюпойнты, которые могут даже слегка конкурировать с воспетым Пинк Флойдом Забриски-пойнтом. .
И сами странные руины с видом на ущелье вниз. Еще забавно послушать гидов (лучше разных). Думаю, лет через сто, появятся специальные фольклорные экспедиции, которые будут изучать байки экскурсоводов, их начнут литературно обрабатывать и из них получатся занятные детские сказки.
Но гораздо величественнее - Мангуп. Самостоятельно туда добраться очень сложно. Мой знакомый (водник-экстремал без башки) сказал - "Даже не пробуй сам подняться на машине, ты меня знаешь, но даже у меня штаны вспотели". Можно нанять местных татарских джиперов (стоимость всего приключения на одну машину-козел советского розлива и 3-4 часа будет от 2,5 до 3,5 тысяч рублей). Оно стоит.
Мангуп - место силы! Я не знаю что это значит, но это оно! мы там были на закате и чувствовалось, что любой нормальный садху тут непременно залип бы на медитацию.
А какие истории тут рассказывают проводники! Люди селились в этом заброшенном городе потому-что в древности на них нападали ужасные твари типа саблезубых тигров. А сосны тут росли выше гор, по 400 метров каждая. Но их греки вырубили на корабли. А еще тут жили древние христиане и маги из Индии и Ирландии, они умели людей лечить и летали (низенько-низенько)) А еще тут древние греко-татары выкопали секретные подземные ходы от Мангупа до Балаклавы, прямо до моря (навигатор показывает, что по нынешним дорогам это 112 км).
Но есть и реальные истории про драки и возвращение на родину. Про то, как едут с бабушками, посмотреть на дом, в котором выросли. Как живут на улицах, названных именами палачей народа. Про уличные вероисповедальные диспуты (теперь уже мирные). Про парня-дурачка, который не мог говорить, но связался с лошадьми, начал с ними общаться и разумом воскрес (мы видели его - он до сих пор не может ездить верхом лошадь, ибо не хочет оскорблять лошадь, но сопровождает конные экскурсии туристов. Бегом! Набегает по горам по 20-30 км в день. Мы видели это!)
А еще у подножья Мангупа есть островок татарских гестов и ресторанчиков-кафе. Мы тут до самого позднего вечера просидели. Были в гостях у Редвана и Динары (местные крымские татары с очень интересной судьбой и с такими историями, что в сюжете любой книги покажется надуманными прихотями автора) И татарская кухня! Конечно она производное от среднеазиатской кухни, с примесью турецкой и нотками русской и украинской - очень любопытный микс.
И еще про сам Бахчисарай. Тут стоит остановиться на пару-тройку ночей. Не на правах рекламы, но лучшее место - это гостевой дом "У Бахитгуль". это реальные декорации крымско-татарского быта. Тут можно не торопиться, тут сама Бахитгуль и Диляра с удовольствием поболтают с гостями. И тут хорошее место, где в человеческой обстановке можно попробовать татарской кухни. Вечером посидеть, посмотреть на долину. И все это на задворках Ханского дворца. А вот в самом Ханском дворце делать особенно нечего (мое личное мнение). По Бахчисараю занятно просто гулять, прикупив крымского вина и заедая алычей с окрестных кустов.
И кофейни с татарским кофе (на каждом углу)! Особенно кафе "Пушкин" (тоже не на правах рекламы). Жаль только от старого Бахчисарая почти ничего не осталось и, похоже, у города нет единого архитектурного присмотра и вообще нормального хозяйского присмотра (тащат город кто во что горазд. В стилистическом смысле)
Однако есть реальные островки самобытности и восстановления. Например дом (музей?) "Дервиш Эви".
Некий энтузиаст (Рустем-ага) выкупил большой старый татарский дом недалеко от Ханского дворца. И постепенно превращает его в традиционное жилище со всей историей и характерными атрибутами. С любопытными деталями - на двери есть мужские и женские стучалки (чтобы хозяева знали, кто идет - для женщин-домохозяек это важно - нужно понимать, как одеваться), с лопатой под левую ногу, с 16 видами заступов и с приспособлением (водоотводом) на писюн новорожденного мальчика, с комнатой для гостей, где в шкафу замаскирована раздача из кухни (чтобы женщина могла обслуживать гостей, не показываясь им не глаза) и т.п.
Это место посещают обычно татары. Но вписаться туда не составляет труда - будут только рады (просто автобусный турист игнорит такие места). И тебе расскажут много всякого интересного. И вокруг этого места, например, возрождается традиционное медническое ремесло. И тут можно прикупить увесистую татарскую джезву для кофе на длинной-длинной ручке. И можно увидеть склад старой черепицы-татарки, где каждая черепичина уникальна, поскольку хозяин нового дома перед обжигом выкатывал ее на своем бедре.
А можно и по деревням проехать. Их много, все разные. В них сыр, помидоры, персики, чебуреки. Люди и истории.
Есть еще несколько мест-гор-долин, которые мне не дались в эту поездку - Кочи Кальон, Эски Кермен, Бельбекская долина, Тепе Кальон. Остался виш-лист на следующую)
Что еще у меня есть про Крым:
Бросить все, уехать в Крым (к татарам)