Найти тему
Борис Кузнецов

Бросить все, уехать в Крым! (к татарам)

Восемь дней в Крыму, полторы тысячи километров по поверхности полуострова. Однако, самое интересное (и неожиданное) - это крымские татары. Так получилось)

с видом на мечеть и кофемолку...
с видом на мечеть и кофемолку...

Действительно, интересно и того стоит. И еще нераспробовано коллективным пляжным туристом.

Если пойти протокольными экскурсионными путями, то там вас завезут в татарские "матрешки-петушки" и крымский "город-мышкин". Стоит слезть с экскурсионного автобуса и поехать по центральному Крыму. Это еще один "другой Крым". И там тоже все не очень просто. В центре полуострова есть отличные татарские деревни и отели-гесты с колоритом и духом.

Не хочу сваливаться в обсуждения в крым-наш и крым-не-наш. Я лично посмотрел крым-татарский. Действительно, они тут жили очень-очень давно (с небольшим перерывом на депортацию) их след в культуре и топонимике очень заметный.

Кстати, дань потомкам Чингисхана перестал платить только лишь Петр I. Последнему куску Золотой орды, Крымскому ханству, или как они сами себя называли - Улуг Орда ве Дешт-и Кипчак

на этой фотографии уместился почти весь Бахчисарай. С Ханским дворцом и бахчисарайским фонтаном.
на этой фотографии уместился почти весь Бахчисарай. С Ханским дворцом и бахчисарайским фонтаном.

Бахчисарай!

Эпицентр крымского татарства (в хорошем смысле))

Я был тут в 1993 году. Теперь это совсем другой город. Кстати, противостояние русских и татар заметно сгладилось. Город стал все-таки татарским с русским имперским оттенком (диснеевского розлива).

В Бахчисарай приезжают автобусами и смотрят Ханский дворец со скудным бахчисарайским фонтаном (ТМ), заглядывают в клоунский парк миниатюр, и (если программа большая) заезжают в "таинственный Чуфут-Кале". И еще паломничают в Успенский пещерный монастырь. Эта штука меня больше всего поразила - в 1993 году это был интересный заштатный монастырь. Теперь это величественный туристический пойнт софринского розлива (до этого там еще много чего было - вплоть до византийских монахов). Православно-коммерческий. Как сказал поэт - "солидный господь, для солидных господ". То есть мне (лично мне) это место категорически не понравилось. И даже фотографий его не осталось.

Хотя есть фотография из Успенского монастыря. При нем изготавливают каменные панно. Это мне напомнило старинный офисный мотиватор - "никогда не сдавайся"
Хотя есть фотография из Успенского монастыря. При нем изготавливают каменные панно. Это мне напомнило старинный офисный мотиватор - "никогда не сдавайся"

А вот с Чуфут-Кале все не так просто - что-то в этом месте есть. И убить эту греческо-татарско-еврейско-караимскую крепость не так просто. Евреев и караимов там давно уже нет (последние живут в Евпатории и окрестностях). Но там есть: 1) дикие лавандовые поля с одуряющим запахом (по дороге в горку), 2) можжевеловые рощи, 3) вьюпойнты, которые могут даже слегка конкурировать с воспетым Пинк Флойдом Забриски-пойнтом. .

один из видов на подъезде к Чуфутке (так ее местные называют)
один из видов на подъезде к Чуфутке (так ее местные называют)

И сами странные руины с видом на ущелье вниз. Еще забавно послушать гидов (лучше разных). Думаю, лет через сто, появятся специальные фольклорные экспедиции, которые будут изучать байки экскурсоводов, их начнут литературно обрабатывать и из них получатся занятные детские сказки.

Ущелье с дорогой к Бахчисараю
Ущелье с дорогой к Бахчисараю
та же точка, но с туристами))
та же точка, но с туристами))
вокруг Чуфут-Кале разбросано много забытых караимских кладбищ. Что-то странное в этом месте есть...
вокруг Чуфут-Кале разбросано много забытых караимских кладбищ. Что-то странное в этом месте есть...
Не всех эти места пронимают. Если присмотреться, можно увидеть, что кто-то на старом надгробии прочертил "ТАНЯ ПЕТЯ" и еще какой-то фигни.
Не всех эти места пронимают. Если присмотреться, можно увидеть, что кто-то на старом надгробии прочертил "ТАНЯ ПЕТЯ" и еще какой-то фигни.

Но гораздо величественнее - Мангуп. Самостоятельно туда добраться очень сложно. Мой знакомый (водник-экстремал без башки) сказал - "Даже не пробуй сам подняться на машине, ты меня знаешь, но даже у меня штаны вспотели". Можно нанять местных татарских джиперов (стоимость всего приключения на одну машину-козел советского розлива и 3-4 часа будет от 2,5 до 3,5 тысяч рублей). Оно стоит.

Да, вот на таких машинках. Только, за рулем была не Аня, а Саид))
Да, вот на таких машинках. Только, за рулем была не Аня, а Саид))

ТО, что у горизонта сверкается - это уже море.
ТО, что у горизонта сверкается - это уже море.

Мангуп - место силы! Я не знаю что это значит, но это оно! мы там были на закате и чувствовалось, что любой нормальный садху тут непременно залип бы на медитацию.

-11

А какие истории тут рассказывают проводники! Люди селились в этом заброшенном городе потому-что в древности на них нападали ужасные твари типа саблезубых тигров. А сосны тут росли выше гор, по 400 метров каждая. Но их греки вырубили на корабли. А еще тут жили древние христиане и маги из Индии и Ирландии, они умели людей лечить и летали (низенько-низенько)) А еще тут древние греко-татары выкопали секретные подземные ходы от Мангупа до Балаклавы, прямо до моря (навигатор показывает, что по нынешним дорогам это 112 км).

-12

Но есть и реальные истории про драки и возвращение на родину. Про то, как едут с бабушками, посмотреть на дом, в котором выросли. Как живут на улицах, названных именами палачей народа. Про уличные вероисповедальные диспуты (теперь уже мирные). Про парня-дурачка, который не мог говорить, но связался с лошадьми, начал с ними общаться и разумом воскрес (мы видели его - он до сих пор не может ездить верхом лошадь, ибо не хочет оскорблять лошадь, но сопровождает конные экскурсии туристов. Бегом! Набегает по горам по 20-30 км в день. Мы видели это!)

А еще у подножья Мангупа есть островок татарских гестов и ресторанчиков-кафе. Мы тут до самого позднего вечера просидели. Были в гостях у Редвана и Динары (местные крымские татары с очень интересной судьбой и с такими историями, что в сюжете любой книги покажется надуманными прихотями автора) И татарская кухня! Конечно она производное от среднеазиатской кухни, с примесью турецкой и нотками русской и украинской - очень любопытный микс.

-13

И еще про сам Бахчисарай. Тут стоит остановиться на пару-тройку ночей. Не на правах рекламы, но лучшее место - это гостевой дом "У Бахитгуль". это реальные декорации крымско-татарского быта. Тут можно не торопиться, тут сама Бахитгуль и Диляра с удовольствием поболтают с гостями. И тут хорошее место, где в человеческой обстановке можно попробовать татарской кухни. Вечером посидеть, посмотреть на долину. И все это на задворках Ханского дворца. А вот в самом Ханском дворце делать особенно нечего (мое личное мнение). По Бахчисараю занятно просто гулять, прикупив крымского вина и заедая алычей с окрестных кустов.

Внутренний дворик у Бахитгуль. Не снял я нормально этот гест. А зря...
Внутренний дворик у Бахитгуль. Не снял я нормально этот гест. А зря...
-15

И кофейни с татарским кофе (на каждом углу)! Особенно кафе "Пушкин" (тоже не на правах рекламы). Жаль только от старого Бахчисарая почти ничего не осталось и, похоже, у города нет единого архитектурного присмотра и вообще нормального хозяйского присмотра (тащат город кто во что горазд. В стилистическом смысле)

Это не "Пушкин", но кофе татарский
Это не "Пушкин", но кофе татарский
И Это не "Пушкин")) Это татарское кафе где-то в Алупке на задворках. Между прочим, татарская бабушка сидит у очага с айпедом, серфит)
И Это не "Пушкин")) Это татарское кафе где-то в Алупке на задворках. Между прочим, татарская бабушка сидит у очага с айпедом, серфит)

Однако есть реальные островки самобытности и восстановления. Например дом (музей?) "Дервиш Эви".

-18

Некий энтузиаст (Рустем-ага) выкупил большой старый татарский дом недалеко от Ханского дворца. И постепенно превращает его в традиционное жилище со всей историей и характерными атрибутами. С любопытными деталями - на двери есть мужские и женские стучалки (чтобы хозяева знали, кто идет - для женщин-домохозяек это важно - нужно понимать, как одеваться), с лопатой под левую ногу, с 16 видами заступов и с приспособлением (водоотводом) на писюн новорожденного мальчика, с комнатой для гостей, где в шкафу замаскирована раздача из кухни (чтобы женщина могла обслуживать гостей, не показываясь им не глаза) и т.п.

Это вход в Дервиш Эви с теми самыми гендерными молотками-стучалками
Это вход в Дервиш Эви с теми самыми гендерными молотками-стучалками
-20

Это место посещают обычно татары. Но вписаться туда не составляет труда - будут только рады (просто автобусный турист игнорит такие места). И тебе расскажут много всякого интересного. И вокруг этого места, например, возрождается традиционное медническое ремесло. И тут можно прикупить увесистую татарскую джезву для кофе на длинной-длинной ручке. И можно увидеть склад старой черепицы-татарки, где каждая черепичина уникальна, поскольку хозяин нового дома перед обжигом выкатывал ее на своем бедре.

Старую черепицу-татарку теперь бережно собирают, складывают и перепродают
Старую черепицу-татарку теперь бережно собирают, складывают и перепродают

А можно и по деревням проехать. Их много, все разные. В них сыр, помидоры, персики, чебуреки. Люди и истории.

-22

Есть еще несколько мест-гор-долин, которые мне не дались в эту поездку - Кочи Кальон, Эски Кермен, Бельбекская долина, Тепе Кальон. Остался виш-лист на следующую)

Что еще у меня есть про Крым:

Бросить все, уехать в Крым (к татарам)

Кому в Крыму жить хорошо (после 2014 года)

Крым! (все, кроме пляжей!)