Найти тему
poznavaemoe.ru

Школьно-ювенальный геноцид - как США решали индейский вопрос

Оглавление

США большую часть своей истории не оставляли попыток радикально решить индейский вопрос. В течение нескольких веков американцы отбирали у аборигенов земли, а самих их истребляли и загоняли в резервации. Но те цеплялись за жизнь даже в таких условиях. В 1881 году Совет индейских уполномоченных, созданный правительством для присмотра за «дикарями», представил доклад, в котором было сказано буквально следующее: «Индейское население не исчезает в свете цивилизации и в контакте с ней, а неуклонно растет». Это было препятствием на пути тотальной американской экспансии, поэтому власти нашли новое решение - ассимиляцию.

Ричард Пратт и его школы

Вдохновителем и первым непосредственным исполнителем этой программы стал человек по имени Ричард Генри Пратт. В его распоряжении было несколько пленных индейцев, и он многому их научил - говорить по-английски, читать, писать, работать, носить военную форму. Это был успешный эксперимент по ассимиляции, результаты которого были представлены федеральному правительству с комментарием, что аборигенов можно цивилизовать. Это помогло добиться финансирования более крупного проекта. В 1879 году США выделили деньги на создание первой в истории закрытой школы-интерната для детей индейцев. Она получила название «Индейская промышленная школа Карлайла», и то, что происходило в ней, больше всего напоминало геноцид.

Детей сюда насильно привозили из резерваций, находившихся в сотнях и даже тысячах километров. Им запрещали носить традиционную одежду и говорить на родном языке, коротко стригли, давали новые имена. Существуют свидетельства о применявшемся здесь психическом, физическом и сексуальном насилии. А также о принудительном труде, пренебрежении, голоде и гибели детей. Но общественности всё представлялось в наилучшем виде. Полковник Пратт оказался умелым пропагандистом. Он нанял фотографа, который создавал портреты детей в стиле «До и после», призванные показать, что эксперимент работает успешно. Это сработало. Модель, апробированная в Карлайле, была распространена на всю страну. На её территории было создано более 350 школ-интернатов, призванных ассимилировать индейских детей. В 1900 году в них было уже около 20000 «учащихся», а к 1925-му это число выросло более чем втрое. Людей, отказывавшихся отправлять своих отпрысков в эти заведения, сажали в тюрьмы и лишали продовольственных пайков. Те же родители, которые расстались со своими детьми, иногда разбивали вигвамы на небольшом отдалении от школ, чтобы быть ближе к своим чадам.

-2

Лишая молодое поколение индейцев своей идентичности, правительство США убивало в них привязанность к своей родине. Это была хорошо продуманная стратегия. Ровно в то время, когда десятки тысяч подростков перевоспитывались в интернатах, у их родителей отбирались земли. Менее чем за пятьдесят лет индейцы лишились двух третей принадлежавших им на том или ином основании территорий. И если Новая Зеландия, Австралия и Канада, где происходило нечто подобное, принесли извинения аборигенам, примирились с ними, то США решили не унижаться.

Впрочем, всё это не могло продолжаться вечно. Бесчеловечность происходящего в школах-интернатах для индейских детей становилась очевидной. В 1928 году по поручению Министра внутренних дел было проведено расследование их деятельности, после чего они стали постепенно закрываться. Но это не помешало им работать по прежним моделям вплоть до семидесятых годов прошлого века. Они продолжают функционировать и в наши дни, но уже под контролем племенных советов, действующих в сотрудничестве с Бюро по делам индейцев.

Программа усыновления индейских детей

В 1958 году, когда уже было понятно, что школы-интернаты - это слишком грубый метод ассимиляции, начал реализовываться ещё один проект. Индейские дети стали усыновляться. В концепции программы было прямо указано, что предпочтение должно отдаваться приёмным родителям неиндейского происхождения. Правительство США видело здесь прямую финансовую выгоду - усыновление обходилось дешевле, чем содержание школ-интернатов.

Но для начала эту идею нужно было «продать» потенциальным родителям с подходящим цветом кожи. Власти развернули масштабную пропагандистскую кампанию в СМИ. Авторитетные газеты и журналы наполнились статьями о том, что у представителей коренных народов много нежеланных детей и усыновление даст им шанс на «новую жизнь». Журналистам и тем, на кого они работали, вновь удалось успешно выполнить поставленную задачу. Белая Америка возжелала принять тех, кого нарожали «несознательные дикари». Проблема была в том, что многие дети не были брошенными, никому не нужными сиротами. Чаще всего их насильно разлучали с семьями.

-3

Работники социальных служб ходили по резервациям и составляли протоколы о «ненадлежащей заботе о детях» и «неисполнении родительских обязанностей». Критерии, которыми руководствовались эти люди, были крайне субъективными и сомнительными. Чаще всего детей забирали по причине того, что они проживали со слишком большим количеством членов семьи в одном доме. То есть индейцев, преимущественно весьма небогатых людей, оценивали по стандартам жизни гораздо более состоятельного белого населения. В результате в шестидесятые годы прошлого века каждый четвертый индейский ребенок жил в разлуке со своей семьей. К программе активно присоединялись государственные и религиозные организации.

Проект считался властями в целом успешным. Официальные лица заявляли, что «коренные американцы правильно отнеслись к усыновлению своих детей белыми семьями и рады той защите, которая им предоставляется». Но, как и в случае со школами-интернатами, неприглядную правду скрыть не удалось. Индейцы сначала добились слушаний в Сенате, а затем, через четыре года, Конгресс принял «Закон об охране индейского ребенка» (ICWA). Он предоставлял представителям племён право присутствовать в судах, на которых рассматривались дела об усыновлении. Штатам было поручено предоставлять семьям коренных американцев помощь, необходимую для предотвращения изъятия ребенка из семьи. А в том случае, если оно всё же было неизбежно, предпочтение должно было отдаваться усыновителям индейского происхождения.

Проблема, впрочем, не решена полностью до сих пор. Дети индейцев сегодня отправляются в приёмные семьи в четыре раза чаще, чем те, которые родились у белых родителей. Даже если проблемы, из-за которых это происходит, совершенно аналогичны. ICWA - это лучшая правовая защита, которая есть у индейцев, но этот закон подвергается постоянной критике. Его отмены добиваются как белые семьи, пытающиеся сохранить у себя детей коренных американцев, так и консервативные организации. Один из аргументов, приводящихся этими людьми, звучит весьма иронично, если учесть как вышеизложенное, так и всю остальную историю отношений европейцев с коренным населением Америки. Они считают, что положение закона о предпочтительном выборе индейских приёмных родителей для усыновляемых индейских детей - это расовая дискриминация по отношению ко всему остальному населению США.

Читайте также:

Больше познаваемого читайте на нашем сайте: poznavaemoe.ru