Одна из самых обсуждаемых новостей Петербурга последних недель - тема восстановления колокольни Смольного собора. О чем вообще идёт речь? Что за колокольня?
Колокольня Смольного монастыря за авторством выдающегося зодчего Растрелли - это впечатляющий проект петербургской архитектуры середины XVIII столетия, который мог стать истинным шедевром елизаветинского барокко и градостроительной доминантой города на Неве. Если бы колокольня была бы построена, то она стала бы высочайшим сооружением Европы 18-го века.
Эта башня высотой 140 метров, состоящая по проекту из пяти ярусов, была бы значительно выше шпиля Адмиралтейства, оставила бы не у дел она и шпиль Петропавловской крепости, будучи построенной. Это уже не говоря о "низеньком" Смольном соборе, который был бы накрыт тенью монструозного сооружения. Поистине барочный небоскреб!..
Колокольню начали строить в правление Елизаветы Петровны, склонность которой ко всему пышному и помпезному была видна невооруженным взглядом. Был заложен фундамент, появилась кладка нижнего этажа. При этом, по проекту первые этажи представляли собой триумфальную арку для торжественных въездов. Так что колокольня могла стать не только культовым сооружением с доминантными функциями, но и местом притяжения императорских праздников.
Однако, несмотря на все преимущества проекта и его перспективы, реализовать его так и не удалось. В это время Россия вступила в «союз трёх юбок», как называл своих противников - антипрусскую коалицию Франции, Австрии и России - король Пруссии Фридрих II. Другое название - «союз трёх баб» (ввиду того, что внешней политикой в странах рулили императрицы Мария-Терезия и Елизавета, а также фаворитка Людовика XVI Жанна-Антуанетта Пуассон).
Участие в этом союзе вовлекло Российскую империю в Семилетнюю войну, и это противостояние с Пруссией расставило финансовые приоритеты не в пользу изящной и помпезной архитектуры. Одно дело - красивая колокольня, другое - твоя армия громит врага и занимает его столицу - Берлин. Кажется, выбор здесь очевиден.
Тем более, что построенный Растрелли монастырский собор оказался настолько самодостаточным и прекрасным, что заслонять его фасад колокольней позже смысла уже не имело.
Таким образом, в 1750-е годы возведение колокольни, как и всего монастырского ансамбля, остановили, а затем к колокольне уже не возвращались (до наших дней). Собор достроили при Николае I, а под звонницы приспособили башенки боковых глав собора.
Что же осталось от замысла Растрелли? Это фундамент, чертежи и модель Смольного монастыря с колокольней, которые хранились в Академии художеств. Совсем немного. Но этого хватило, чтобы будоражить воображение впечатлительных потомков.
Так о чём спорят сейчас градозащитники? Есть два мнения (без учёта равнодушных): строить нельзя - это шаг против исторической достоверности и нарушение городского пространства;
строить необходимо - нужно довершить начатое гением Растрелли и сделать Петербург таким образом ещё прекраснее и величественнее.
Вот типичный негативный отзыв о проекте: Статья "Воссоздание небыли" https://www.kommersant.ru/doc/4087574
А вот положительный - одностраничный сайт "Архитектура, выдержанная временем" https://smolny-kolokolnia-spb.aif.ru/
Здесь, например, представлено мнение небезызвестного Рафаэля Даянова, который является автором исследования, посвященного колокольне. Он высказался следующим образом:
" – К идее достроить колокольню Смольного собора я отношусь положительно. В XXI веке показать, что мы можем завершить проект, начатый в XVIII веке, – это большая удача. Символическое понимание исторической связи Петербурга, города относительно нестарого.
Мы знаем, что в европейских городах храмы часто достраивались столетиями. В Праге Собор Святого Вита достраивался в XX веке, была восстановлена Фрауэнкирхе в Дрездене. Эти объекты стали градостроительными доминантами, хотя были возведены совсем недавно. Так чем Петербург хуже таких классических городов?"
Противники же высказывают следующую мысль: идея строительства колокольни - это очередной путь раздутой амбиции некоторых людей, которым совершенно не важно мнение горожан и которые стремятся во что бы то не стало вписать своё имя в историю. При этом, "воссоздание" колокольни не имеет ничего общего с историей, так как это прямое её "переписывание".
А на ваш взгляд, имеет ли смысл строительство высоченной колокольни? Или Смольный собор и без неё весьма хорош? Пишите в комментарии своё мнение, обсудим 😊 😊 😊
// Кстати, если колокольню построят, то я считаю, что именно этот парень-звонарь должен там служить: https://vm.tiktok.com/JjrGWQo// // 😜 😜 😜