Автомобили с каждым годом становится все более функциональными и опциональными. Что же, таковы запросы и потребности рынка – покупатель становится все более привередливым и требует все большего комфорта, удобства при каждодневной эксплуатации. Оно и понятно, ведь стоимость машин не стоит на месте и постоянно растет. В то же время, сами производители порой, ленятся и не стремятся модернизировать свои модели, и лишь упреки автожурналистов и конечного потребителя хоть как-то заставляют их шевелиться и развиваться (если мы говорим, конечно же, об именитых брендах – среди них есть самые настоящие халтурщики, но сегодня речь пойдет не об этом). Еще есть такой фактор немаловажный, как конкуренция – она тоже заставляет рынок обогащаться новинками с хорошим оснащением. Но вот, последнее, хоть и делается во благо покупателя, но не всегда бывает по-настоящему для него полезно, а иногда и откровенно, вредно – причем во многих смыслах. Вот сегодня я и хотел бы поговорить об опционале, который может быть нежелательным, впрочем, отказываться от него ни в коему случае не призываю.
Подушки безопасности
Я глубоко убежден в том, что подушки безопасности в современном автомобиле – это несомненное благо, которое крайне положительно влияет на пассивную безопасность. Подушки способны минимизировать риск травм головы, грудной клетки и ног при аварии, а значит, заботятся о жизни и здоровье как водителя, так и пассажиров (количество эйрбегов зависит от комплектации конкретной модели).
В то же время, многие недооценивают и обратную сторону медали – менее положительную. Причем отрицательные свойства самих подушек создаются самими автовладельцами. Первое, что я хочу выделить – это халатность. Абсолютная халатность по отношению к технике безопасности при эксплуатации транспортного средства, которое оборудовано подушками безопасности.
Дело в том, что подушки безопасности, действительно, способны снизить вероятность травм при столкновении машины с чем-либо. Однако сами по себе они на безопасность не работают. Чтобы понимать, о чем я, нужно разобраться в принципе срабатывания эйрбегов. Дело в том, что при поступлении команды от датчика столкновения срабатывает пиропатрон, который и выстреливает подушку из панели в салоне. Она раскрывается полностью прямо перед принятием на себя человека.
Однако, если подушка вылетит на встречу человеку еще не раскрытой, то это чревато травмами, причем очень серьезными – в таком случае стоит ожидать переломов костей черепа, повреждения груди и так далее. А все почему? Правильно – потому, что люди в машине не пристегиваются и именно поэтому сперва бьются о панель в машине при столкновении, а уже после их добивает раскрывающаяся подушка.
Таким образом, ремень безопасности ослабляет силу инерции, которая неизбежно действует при столкновении на тело и снижает скорость его полета вперед либо в бок, а это как раз и дает время подушке раскрываться полностью. Поэтому пристегиваемся всегда – это обязательное условие для того, чтобы обеспечить себе минимальные травмы при аварии.
Адаптивный круиз-контроль и просто круиз-контроль
Что такое круиз-контроль? Это электронный ограничитель либо фиксатор скорости движения автомобиля. Круиз-контроль начал применяться американскими производителями еще в первой половине 20-го века – чтобы было удобней передвигаться по большим и прямым дорогам, причем на дальние расстояния. В Европу данная фича пришла чуть позже, но спустя непродолжительное время также стала одной из востребованных опций среди автомобилей представительского класса.
Массовый же сегмент машин получил в комплектацию круиз-контроль только в последние лет 15. Ну что сказать, кататься на «круизе» приятно по трассе – убрал ногу с педали акселератора и наслаждаешься тем, что им управляется электронный блок. При этом на круиз-контроле еще и топлива можно сэкономить, что немаловажно для рациональных водителей.
Это все хорошо, плохо только лишь то, что круиз-контроль неплохо так притупляет бдительность водителя и действует на него расслабляюще. После продолжительного времени езды на «круизе» шофера может клонить в сон либо он начинает занимать себя каким-то другим занятием, отвлекаясь от дороги, между тем, это способствует повышению аварийности при вождении и может сыграть злую шутку с водителем. Таким образом, пользоваться постоянно данной функцией вредно.
Что касается адаптивного круиз-контроля, то он оснащен специальным радаром, который отслеживает скорость движения попутной машины на расстояние до 150 метров. Нажал на клавишу и едешь за впередиедущей машиной – она ускоряется и ваша машина вместе с ней тоже. А сам сидишь и полностью абстрагируешься от нажатия на газ.
Опять же, это притупляет внимание. А еще, в российских условиях радар может банально забиться грязью и пылью, из-за чего снизится его производительность работы. В результате, при резком торможении попутного авто ваша машина может въехать в него на высокой скорости – бинго.
Система автоматического торможения
Продолжая тему адаптивного круиз-контроля, плавно перехожу на другую опцию – систему экстренного автономного замедления транспортного средства. Ею по умолчанию уже оснащена машина с адаптивным «круизом», ибо именно она позволяет снижать скорость при снижении скорости попутного транспорта.
Так вот, данная электронная фича также способна негативно повлиять на качество езды. Все дело в том, что автолюбители склонны переоценивать данную функцию и доверяют ей даже больше, чем себе. В результате этого растет невнимательность при движении и перевод внимания от дороги на что-то другое – ну а что, когда в случае появления пешехода на пути следования вашей машины либо иного транспорта, автомобиль сам остановиться при помощи этой системы?
Так-то оно может и так. Однако данная система - не панацея и она также способна ошибаться при своей работе. В результате, мы можем получить по своему же недосмотру аварию, буквально, на ровном месте и при самых обычных, стандартных дорожных обстоятельствах.
Оно вам надо? Поэтому не уповайте и не надейтесь лишний раз на электронику. Помните, что в машине главный – водитель и только ему дано право принимать наиболее ответственные решения, оставаясь при этом всегда начеку.
Парк-ассист
Наиболее полно этот термин расшифровывается, как парковочный ассистент. Уже из названия вы поняли, что данная опция должна помогать нам при парковке либо при маневрировании на малых скоростях. Что же, разработчиков за такую заботу можно только похвалить – правильной дорогой идете, товарищи, ибо неопытным водителям, порой, ох, как нелегко маневрировать на парковке.
Как функционирует парк-ассист? По периметру кузова расположены специальные датчики, которые предупреждают электронный блок управления систему об препятствиях, движущихся объекта. Ориентируясь на поступающие данные, электроника отдает команду рулевому управлению – руль вращается самостоятельно.
На начальных этапах развития парк-ассиста водителю требовалось нажимать самостоятельно на тормоз и акселератора, тогда как рулил сам автомобиль. Сейчас же, производители постепенно внедряют полностью автономное управление и от водителя требуется только дождаться, когда система выполнит свою работу.
Казалось бы, отличная идея и концепция. В частности, если ты боишься парковаться в узком пространстве либо просто устал и не хочешь обременять себя лишними движениями, то нажми на кнопочку и получишь результат.
Но жизнь показала таким водителям, что не все так просто и расставила все по своим местам. Вся проблема в том, что автопроизводитель (практически, любой) так и не научился калибровать парк-ассист и не способен заложить в программу работы электроники неожиданные ситуации. Система действует шаблонно и, в случае развития сценария не по «плану», элементарно растеряется и обязательно допустит ошибку – это чревато наездом на пешехода, столкновением с другой машиной или въездом в стену, например.
Таким образом, парк-ассист может нанести существенный вред при пользовании им. Поэтому расслаблять не стоит.