Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Дикари, ну прямо как дети и другие трудности лесной войны французов с англичанами

Во время войны за американские колонии между Францией и Британией возникало тысяча различных препятствий и неудобств. Историки и авторы часто мягко обходят их, облекая в расплывчатые фразы. Но порой именно подробностей и не хватает настоящим любителям истории, чтобы полностью погрузится в эпоху и лучше понять суть, происходящих вещей.

Поэтому я выкладываю здесь вторую часть перевода рапорта капитана де Полари (Пулари), посвященную весенне-летней компании французов против форта Уильям-Генри. Как всегда заголовки и пояснения, выделенные курсивом, мои, остальное из оригинального рапорта Полари.

В поход труба зовет и досадные происшествия

28 апреля 1757 года мы получили приказ быть готовыми к выходу с 10 по 12 мая. Наше место в Квебеке до дальнейших распоряжений должен был занять полк де ла Рейн (полк матери-королевы). Перед нашим выходом 400 канадцам было приказано выдвинуться на Белль-Ривьер (фр. Красивая река - Огайо).

Руссильонскому Королевскому полку и Беарнскому полку было приказано быть готовыми к походу в форт Карильон. Полку Ля Сар приказано базироваться на форт Сен -Жан. Лангедокский полк оставался в Монреале. А нам суждено было нести службу в Форте Шамбли*

  • Капитан Франсуа Медер де Пулари, командир гренадерской роты королевского полка Руссильон. В Новой Франции командовал сводной выборной гренадерской ротой из нескольких полков.

2 мая из тюрьмы Квебека бежали двое заключенных-заложников. Оба были взяты в качестве заложников во время захвата форта де ла Нессите в 1754 году, и которые с тех пор, по крайней мере один их них по имени Стобо*, передавали данные противнику. Оба были переданы в военный трибунал, Стобо был приговорен к отрубанию головы, а второй к заключению в тюрьме.

Казнь была отложена до получения ответа из королевского суда. На время ожидания пленных посадили в квебекскую тюрьму, откуда они бежали в ночь с 1 на 2 мая. На следующий день их поймали и снова водворили в тюрьму. Вознаграждение за поимку составило 2000 ливров.

* Капитан Роберт Стобо, за время нахождения в заложниках в форте Дюкен, срисовал и передал британцам план его укреплений. Копия его донесения была найдена в бумагах после разгрома англичан в битве при Моногахелле.

Выход, проблемы логистики, прожорливые индейцы

Мы вышли 10 мая, чтобы добраться до вышеупомянутого пункта назначения. В то время мы намеревались осадить форт Жорж, но нам не хватало еды и, кроме того, мы беспокоились об отсутствии новостей из Франции.

Далее очень путано. Если кратко, де Полари пишет, что французы опасались за пропускную способность будущего волока между фортом Карильон и озером Св.Причастия (Озеро Джордж см.схему ниже). Требовалось пробить в лесу дорогу длиной около 1 лье, что вызывало опасение за скорость доставки необходимых грузов и подкреплений для осады форта У-Генри.

Английский план форта Тикондерога (Карильон) в 1759 г. Зеленой линией обозначен волок, который французы проложили в 1757 году.
Английский план форта Тикондерога (Карильон) в 1759 г. Зеленой линией обозначен волок, который французы проложили в 1757 году.

А также (мы беспокоились) из отсутствия актуальных данных об укреплениях форта и состояния дел в его окрестностях (форта У-Генри), пускай даже без вестей о маневрах и количестве войск противника.

В мае с севера прибыло большое количество дикарей, собранных для этой экспедиции. Нам пришлось разместить их в Монреале, где они съели много еды и совершили множество беспорядков в окрестностях. Это различные северные нации, почти не цивилизованные, в них входили: оттава, лисы, гуроны из Детройта, майами, потаватоми, племя дикого овса и вши*.

* Племя дикого овса фр. des folles avoines - меномини. Вши - des poux, они же пуаны, племя виннебаго.

Новости из Франции и разведанные о противнике

В таком положении мы оставались до начала июля. Новости из Франции пришли примерно с 15 по 20 июня. Вместе весточкой с Родины пришло известие о больших военных приготовлениях англичан в Галифаксе для похода на Луисбург.

Генерал Лоудоун прибыл в Галифакс почти со всеми регулярными войсками, находившимися в английских колониях. Этот генерал предложил осадить Карильон, попросив подкрепление из Старой Англии и эскадру для входа в реку (Св.Лаврентий), чтобы угрожать Квебеку в качестве отвлекающего маневра.

Его замысел был хорош при условии, что осада (Карильона) была бы предпринята до 7 месяца, времени когда дикари должны были бы вернуться домой, но английский двор желал блестящего успеха, чтобы уравнять потерю Порт-Манона (форт Освего на Онтарио) и было принято решение об осаде Луисбурга.

Пехотинцы из полка Ля Сар в Канаде
Пехотинцы из полка Ля Сар в Канаде

Перед переездом в Галифакс генерал Лоудоун обеспечил защиту границы. Он оставил 2500 солдат в форте Жорж и 3000 в форте Лидия (форт Эдвард) и приказал всем жителям Олбани при первом же уведомлении со всем усердием мчаться на выручку к форту Лидия, причем большинству сделать это верхом.

Заставить их как следует служить пришлось S'Jensson (Джонсон - супер-интендант по делам индейцев и главный колониальный/военный чин в этом регионе). Согласно этого приказа ( Лоудоун ) он рассчитал, что за 3 дня соберет 12000 человек у форта Лидия. Там он оставит 2000 человек и сможет прийти на выручку форту Жорж с 10 000 человек.

Подготовка к маршу

Из Франции нам пришло много новостей, много плохих рекрутов, но ни крошки провианта. Мы видели, что наше мероприятие не только может добиться успеха, но что оно остро необходимо. Было решено занять у местных жителей то немногое, что они были в состоянии предоставить (прошлый 1756 год был годом неурожая в Канаде).

Губернатор направил в каждый приход циркуляр, в котором объяснил жителям причины, побудившие его обратиться к ним. Мы накопили достаточно (провианта), добавив к тому, что у нас уже было, чтобы обеспечить армию провизией почти на три месяца.

Следовательно, в первых числах июля все (регулярные) войска выдвинулись к Карильону, а также выдвинулось лучшее ополчение из Монреаля и Труа-Ривьер, и все офицеры (очевидно, бывшие в отпусках вне своих полков). Все войска прибыли в Карильон с 10-го по 20-ое июля.

Маркиз де Монкальм покинул Монреаль 12-го и прибыл 18-го. Мы уже проложили дорогу для волока и после прибытия г-на де Леви начали переправу грузов и лодок. Г-н де Леви* с войсками отправился к нижнему берегу озера (т.е. на южный конец озера Джордж), послав вперед ополчение,чтобы занять место в авангарде, примерно в том же порядке, что и годом ранее*.

*Полковник Франсуа де Леви заместитель бригадного генерала маркиза де Монкальма, главнокомандующего французскими войсками в Канаде. "Годом ранее" имеется ввиду успешная экспедиция к форту Освего.

Передовая разведка

10-го числа мы отправили партию для разведки форта Жорж. Примерно на полпути (к форту),во время передышки, они были обнаружены группой из 8-10 человек противника, и наши и враг увидели друг друга одновременно.

Дикари напали на врага, убили одного и взяли в плен четырех. Допрос пленных показал, что они были частью отряда из 30 человек, высланные для наблюдения за нами, и что их офицер отослал их обратно, а сам остался с остальными. Мы отправились на место, где мы пропустили офицера, но там мы лишь убили 1 человека и взяли в плен троих.

Панические слухи и собачье лекарство

Утром 11-го внезапно скончался г-н де Опиталь, полковник Беарнского полка. 12 числа продолжились работы по переправке грузов через волок. 13-е, то же самое. Вернулись два дикаря из отряда отправленного на нижний берег озера, они объявили, что вся Англия идет ( к нам навстречу).

-4

Мы приняли решение послать вперед отряд, чтобы выяснить,что внушило ужас этим дикарям. Как раз прибыл г-н Марин* с оттава, им было предложено пойти в разведку. Оттава сказали,что ответят на следующий день. За ночь в одном из наших лагерей на волоке один человек был убит и один ранен.

  • Жозеф Марин де ла Мальг, лейтенант колониальных войск, 1719 г.р.,успешный командир смешанных индейско-канадских отрядов.

14-го дикари, не имея благоприятных предзнаменований в течение ночи, боялись и не хотели уходить. Те (дикари), кто прибыл в начале июня потеряли погибшим мужчину и считали эту потерю вкупе с другими плохими предзнаменованиями очень опасными для них.

Они водрузили на дерево шест с черным флагом и несколькими перьями, чтобы развлечь (отвлечь) дьявола, которого он называют маниту. Чтобы он развлекался в этом месте и не мешал им пока они находятся в состоянии войны. Они умоляли, что это дерево нужно бережно хранить для них и оставить 17-го числа после того, как они приготовят новое лекарство*.

  • la médecine - лекарство, так индейцы называют магический оберег.

Они называют лекарством варку собаки в котле, перед которым они сидят в медитации, положив голову на грудь и потеют от тепла костра и пара (из котла). Вдыхая запах (от котла), они чувствуют, то что должно с ними случится.

Маркиз де Монкальм, прибывший 18-го числа, обнаружил, что переправа через волок проходит успешно. Полк Берри был переброшен с острова Иль-Рояль ( т.е. из крепости Луисбург) в Квебек с 12 боевыми кораблями.

Ночью 20-го числа дикарь разбудил де Монкальма, сказав ему, что озеро полно англичан. Когда маркиз узнал,что сведения добыты жонглированием*, то он успокоил его и отправил спать. Когда дикарям снятся маленькие звери, они расценивают это как хорошее военное предзнаменование, а когда им снится какое-то большое животное, это плохо, и тогда они не идут на войну.

  • Жонглеры и жонглирование, так франко-канадцы называли индейских шаманов и их общение со сверх естественными силами.

Стычки на аванпостах

19-го числа передовой дозор, который мы каждый вечер высылали на остров в двух лье от лагеря, был окружен ранним утром несколькими английскими лодками. Г-н де Сен-Орс, канадец, который командовал нашей лодкой с 10 ополченцами, перебрался на другой маленький остров, где он был атакован 70 англичанами на 5 лодках.

Англичане несколько раз пытались высадится, но были отбиты хорошо организованным огнем этих 20 человек (так в оригинале, было 10 и стало вдруг 20). Когда все вражеские лодки собрались на середине озера, де Сен-Орс решил сбежать. Его преследовали и в него стреляли люди, находившиеся на суше. Он смог уйти с 3 ранеными, 1 из которых умер, сам Сен-Орс был ранен в руку.

21 числа несколько дикарей из оттава прошли через волок намереваясь пойти воевать на берег озера.

22-го стало известно, что небольшая партия из отряда г-на де Марина натолкнулась на группу врагов, и они убили офицера. Дикари из отряда, который накануне вышел на озере, в ночи не узнали друг друга и затеяли ружейную пальбу. Один из них был убит, большинство не пострадало.

-5

23-го возвращавшийся патруль из 10 гренадеров Гиеньского полка был застигнут врасплох и атакован вражеской группой в 300 туазах от лагеря. Один гренадер погиб, двое ранены.

24-го наши дикари из оттава, оставшиеся на озере, увидели, как за мысом высаживают людей 3 вражеские лодки. Они дали им пройти в глубь леса, окружили и взяли в плен без сопротивления. Точно таким же маневром они захватили врасплох основной отряд из 320 человек под командованием полковника милиции.

Большинство из англичан было убито дикарями, которые применили к ним всевозможную жестокость. Из 320 человек около пятидесяти спаслись бегством, 120 были взяты в плен, остальные убиты. Эти дикари были вместе с господином Корбьером из колонии*.

  • 24 июля 1757, описаны события стычки у мыса Субботний день. Франко-индейскими силами командовал колониальный офиыер прапорщик де Корбьер, англичанами - полковник провинциальной милиции Паркер.
Поле боя у мыса Субботний день
Поле боя у мыса Субботний день

В тот же день стало известно, что на озеро вернулся отряд г-на Марина с 30 скальпами. Он был в набеге на форт Лидия, где атаковал и разгромил патруль, а потом отбился от крупного отряда, пришедшего на помощь патрулю. Все войска в форте были подняты в ружье, а Марин отошел к опушке леса и удалился. В его отряде было всего лишь двое легко раненных.

Подготовка к выходу и великий совет с дикарями

25-го числа состоялись важные переговоры с индейцами, чтобы те дали согласие на отправку своих пленников в Монреаль. Время от времени они убивали кого-то ради забавы. Некоторые нанизывали на ремни кисти, убитых ими людей, другие на шее носили сердца, третьи вымазались в крови. Они ели человеческое мясо 3 суток и готовили вкусные угощения на свой вкус.

26-го мы готовились к выходу, который был назначен на 29-ое для сухопутных войск и 30-го для озерных. Бригады ополчения и батальон Морского министерства, сформированный из солдат колонии, были еще не вполне готовы.

На следующий день был назначен великий совет с дикарями. 23-го числа г-н де Монкальм расположился лагерем у волока и отправился в передовой лагерь, чтобы провести большой совет. Оратор от каждой нации огласил во всеуслышание среди своих, что начинается великий совет.

Явились правители народов и военачальники, а также некоторые заслуженные воины. Представители расселись на земле в форме большой подковы, люди каждого племени сидели по отдельности, среди них были и собственные переводчики.

Маркиз де Монкальм с офицерами встал у входа (в полукруг из индейцев), справа от него был г-н де Леви, а слева г-н де Риго. Он сделал вождям обычные комплименты и попросил ответить на предложения, которые он сделал им накануне.

Маркиз де Монкальм и индейцы. Худ Роберт Гриффин
Маркиз де Монкальм и индейцы. Худ Роберт Гриффин

Наш оратор, сьер Киссенис, встал и сказал оттава: "Братья мои, мы так же счастливы, как и вы, после великих побед, которые мы одержали в течении последних дней. Мы не сомневаемся в том, что вам помог Повелитель жизни. Вы должны принять это за доброе предзнаменование".

Затем он обратился ко всем народам: «Мои братья исполняют волю нашего отца. Когда мы все исполняем его волю, все будет хорошо. Если мы не будем исполнять его волю, мы погрязнем в спорах.

Если бы будем спорить, то мы не сможем согреться от одного огня. Мы стоим на своей земле, а англичане хотят стать ее хозяевами и изгнать нас и французов, которых мы долгое время считали за таковых.

Давайте твердо держаться нашего союза, и нам поможет Повелитель жизни. А мы, дети молитвы, объединимся с Черными Платьями*, и все будет хорошо.!

*Черные Платья - священники

Все, что было сказано, перевели на родные языки всем присутсвующим народам. Маркиз де Монкальм достал ожерелье из 6000 зерен фарфора* и после того, как переводчики объяснили его значение, бросил его в гущу собрания.

  • Фарфор так французы называли вампум, раковины морских моллюсков обработанные в цилиндры и нанизанные в узоры на нити, которые в свою очередь соединялись в широкие "пояса" и служили свидетельством договора.

Встал вождь ирокезов*,чтобы ответить на предложения, сделанные ему накануне. Он предложил, чтобы его народ, как наиболее осведомленный об этой местности, стал главным по выбору маршрута. Он одобрил решение послать 30-го числа половину или около того армии по суше, а другую половину с пушками на лодках, и что часть дикарей пойдет по суше, а остальные на своих каноэ.

  • Ирокезы, так французы называли могавков. Часть этого народа приняла католическую веру и поселилась рядом с французами в миссии Коннавага на Св.Лаврентии.

Он объяснил, что дорога по суше была очень плохой, но он постарается максимально уменьшить наши проблемы, ища самые легкие пути. Что они хотели бы следить за безопасностью маркиза де Монкальма и шевалье де Леви, которые были им очень дороги.

Что они отправят половину своей нации по суше, а другую половину - по воде. Остальные народы согласились, что они сделают то же самое. Он поблагодарил Оттава за то, что те приехали издалека, чтобы помочь им, и что они с удовольствием заметили, как оттава хорошо соглашаются на выгодные сделки, и их попросили позаботиться о большом ожерелье этой встречи. После этого мы разошлись.

Вставка в отчет, о совете Монкальма с дикарями накануне большого совета.

Я забыл поведать о совете, который состоялся накануне. Маркиз де Монкальм заверил дикарей, что у нас будет такое же преимущество, как и в прошлом году у Освего. Он умолял своих детей поделиться с ним своим советом, и этим он рад показать насколько доверяет им. Что вчерашнее дело дает им понять, как мало грозных воинов у врага, с которым предстоит сражаться. Он в твердой уверенности, что может гарантировать им счастливый успех.

-8

В это время вблизи упало большое дерево, которое солдат срубил на дрова. Это всех очень удивило и прервало разговор. Маркиз де Монкальм, не останавливаясь, сказал им, что это предзнаменование, которое подтверждает его слова, что форт Жорж падет, как это дерево, и что совершенно очевидно - Повелитель жизни благоволит нам.

Это предсказание очень обрадовало дикарей. Они засвидетельствовали свою радость взрывами смеха, что совсем им не свойственно.

Силы французов

28-го числа был отдан приказ, чтобы на следующий день все отряды, которым предстояло идти по суше, выстроились в половине льё ( 1,9 км) от передового лагеря, а аткже была произведена раздача провизии. В тот день было много переговоров, чтобы не допустить ухода оттава. Использовалось много нитей фарфора, но несмотря на все это, несколько человек ушли со своими пленными.

29-го числа все войска, которым было приказано идти по суше, направились к вышеупомянутому пункту под командованием шевалье де Леви. Я отвечал за перепись людей, оружия и снаряжения, предназначенных для осады форта Жорж. Результаты представлены в ниже расположенных таблицах.

Мы прошли вдоль озера около половины льё (около 2-х км) от горы Пеле, потом повернули вправо, чтобы подняться на довольно крутые горы, а затем спустились в долину на половину льё и остановились.

В следующей части, посвященной французской кампании против форта Уильям-Генри о марше франко-канадско-индейской армии и начале осады форта.

Источник - RELATION DE M'POULARIÈS ENVOYÉE A M'LE MARQUIS DE MONTCALM

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц