Изменение правил, разработанных еще в 1974-м году, свидетельствует о стремлении Пекина взять под свой контроль как можно большую часть спорного водного пути. Пекин сталкивается с растущей критикой на мировой арене из-за своих притязаний почти на все Южно-китайское море. Китай изменил формулировку правил судоходства, чтобы определить как принадлежащий Китаю район акватории между провинцией Хайнань и Парасельскими островами. Пересмотренная навигационная зона Пекина пока охватывает только часть Парасельских островов в Южно-китайском море.
В новой навигационной карте Южно-китайское море трактуется как «прибрежный», а не «оффшорный» район судоходства. Иностранные наблюдатели заявили, что этот шаг свидетельствует о стремлении Пекина взять под свой контроль как можно большую часть спорного водного пути. Слово «изменение» появилось в новом варианте регламента, составленным еще в 1974-м году и касающимся технических правил проведения обязательных испытаний морских судов. Измененный регламент вступил в силу в самом начале августа.
В постановлении, озаглавленном «технические правила проведения обязательных испытаний морских судов на внутренних рейсах», устанавливается район плавания Хайнань-Хиша, который ограничен двумя точками на острове Хайнань – самой южной провинции Китая – и тремя точками в Парасельских островах, или Хиша, как их называют на мандаринском языке.
Чжан Цзе, эксперт по Южно-китайскому морю в китайской Академии общественных наук, сказал, что этот шаг, возможно, был разработан для укрепления администрации Параселей с использованием внутренних законов. «Даже если это не направлено непосредственно на усиление контроля, это имеет такой же эффект», – сказал он. Коллин Ко, научный сотрудник Школы международных исследований в Сингапурском технологическом университете Наньян, согласился с ним. «Это не может быть сюрпризом, особенно после того, как Пекин объявил о создании административных округов для Параселей и Спратли», – сказал он.
Китай сталкивается с растущей критикой на мировой арене из-за своих притязаний почти на все Южно-китайское море. Ранее в этом месяце Соединенные Штаты и Австралия объявили эти претензии незаконными, заявив, что они несовместимы с международным правом. В дипломатической записке к Организации Объединенных Наций, Китай упрекнул Малайзию, ведь, по его мнению, Куала-Лумпур не имеет права претендовать на установление как своего континентального шельфа в северной части Южно-китайского моря.
Давление со стороны международного сообщества проявилось в том, что Пекин стал использовать внутреннее право для того, чтобы возвести свои претензии на спорные воды, усилив свое влияние в регионе. С 2010-го года Китай создал семь новых морских судов, одно из которых было построено в Хайнаньском городе Санша.
В 2013-м году Пекин централизовал несколько морских ведомств под вывеской новой китайской береговой охраной, а в 2017-м году Верховный народный суд объявил, что его юрисдикция распространяется на все районы, находящиеся под «суверенным контролем» Китая, включая «юрисдикционные районы морей».
Кристин Хуан для SCMP