Найти тему
Стив Май

Строгая учительница или ещё раз про обман

Оглавление

В одной ветке комментариев у меня появился спор о строгости учителей.

Фрагмент переписки
Фрагмент переписки

Скажу и я о "строгости" и "мягкости" учителей. То, что я написал ниже, будет очень полезно и начинающим родителям.

Сначала про то,

Как взрослые врут детям

, потому что это важно.

При общении с ребёнком (своим, учеником, вообще чужим) необходимо придерживаться нескольких правил. В частности, есть правило не врать, не обманывать даже в мелочах. "Я и не вру" - скажет сейчас каждый. Но это не совсем так. Есть такой "воспитательный" обман, вроде "не будешь слушаться, придёт бабайка и заберёт тебя". Чистейшей воды сознательная ложь, ведь мы (взрослые) прекрасно знаем, что если бабайка и существует, то ему, простите, нафиг не сдался непослушный ребёнок.

С одной стороны, такой обман призван стимулировать страх ребёнка перед некорректным поведением и подталкивать к правильному. Но с другой стороны, тут есть две серьёзные воспитательные дыры. Страх сам по себе деструктивен, но сейчас не об этом. Сейчас о том, к чему может привести такой "микрообман".

Рано или поздно ребёнок соображает, что такого рода угрозы про бабаек есть обман. Пустая угроза. Дети - очень гибко подстраиваются под окружение. (сейчас персонально к каждому читателю обращаюсь)

Если Вы один раз "в воспитательных целях" обманули ребёнка, и он это просёк, то ко всем таким угрозам в будущем он будет относиться, как к пустому сотрясению воздуха.

Не важно - родитель, бабушка/дедушка, учитель и пр. Обман есть обман.

А больше всего такими "воспитательными" угрозами грешат именно учителя. "Двойку поставлю", "родителей вызову", "докладную напишу", "в десятый класс не возьмут", "ЕГЭ не сдашь"... Миллион таких бабаек. Этого хлама настолько много в школе, что с первых дней ребёнок оказывается в состоянии фрустрации, растерянности, потому что он не может отфильтровать реальные и мнимые угрозы.

И вот теперь

О строгих учителях

С точки зрения ребёнка (а мы все смотрим на учителей с точки зрения ребёнка, даже если мы - директор завода),

строгость учителя прямо пропорциональна проценту выполненных "угроз"

И Ольга в своих комментариях как раз об этом и пишет. Правда, она не допускает отсутствия "бабаек" вовсе, на что косвенно намекает её оппонент.

Теперь почему "строгий" в смысле выполнения угроз учитель стереотипно добивается лучших результатов.

Работая с таким учителем дети видят, что это "мужик", ибо мужик сказал - мужик сделал. Это очень важно ребёнку. С него снимается стресс и растерянность, нет необходимости каждую минуту решать вопрос "обманет ли на этот раз?" Появляется уверенность. Пусть и в плохом, но хоть какая-то. И малыш может, наконец, заняться учёбой, а не гаданиями. Даже если учитель сам не учит, а только требует, эффективность "строгости" будет неоспорима.

"Мягкие" учителя - напротив, не выполняют своих угроз. "Опять двойку придётся тебе ставить. Ну, давай, до завтра ещё подожду, принесёшь?"

Не "мужик". Тряпка. Даже если из самой последней коллекции, всё равно - тряпка. Но раз в год и тряпка стреляет. Жить в постоянном напряжении "поставит или не поставит" - врагу не пожелаешь, верно? Стресс, фрустрация, наглядный пример явного сознательного обмана. И все вокруг делают вид, что верят в него, хотя знают, что это обман. Плохой покер получается, а не учёба.

И третий тип учителей - те, кто не врёт, честные. Вот их куда отнести? С одной стороны, 0 угроз озвучено, 0 выполнено. Числа совпали - можно отнести к невероятно строгим со 100% строгостью. С другой стороны - мягкий же учитель: он ни одной угрозы не выполнил.

Эти, кстати, всегда вызывают суеверный ужас у детей (и их родителей). Очень редкое и неожиданное поведение приводит к тому, что никто не знает, что можно ожидать от такого учителя.

Тут надо отметить, что дети отличают эти три вещи: "угрозы", угрозы и предупреждения.

О том, как культивируется враньё в школе на всех уровнях, я ещё напишу.