К Волхонке у меня отношение особенное, эта улица часть моего детства, я часто здесь бывал, в доме культуры и техники, что напротив музея Пушкина, когда приходил к отцу на работу. Да и музей я излазил вдоль и поперек, в студенческие годы посещал бассейн «Москва», славное было время, зима, мороз, падает снег, а ты плывешь. Да, ушло былое, не вернуть, теперь стоит на этом месте новострой, который кстати уже ремонтируют.
Вид на Волхонку с крыши дома культуры.
Дом культуры и техники. Волхонка д.13. Второй этаж с торца, учебная мастерская художников, где преподавал мой отец.
Но вернемся к нашей сегодня героине, к улице Чертольской, в далекие времена в 1365 году она имела такое название, в честь протекающего здесь ручья Черторый. Её упоминание есть в сообщении о большом пожаре:
«Загореся город Москва от Всех Святых сверху от Чертольи и погоре посад весь…»
Так же есть упоминание улицы и при пожаре 1547 года:
«За городом посад выгоре мало не весь. От пожару возле Москвы реки дворы выгорели по обе стороны улици Черьторьския и до всполья…»
Исконным населением окрестностей улицы являлись торговые и ремесленные люди Чертольской чёрной сотни. В 1565 году улица вошла в опричную часть Москвы. Значительная часть местного населения была переселена в другие части города, в результате чего численность Чертольской чёрной сотни существенно уменьшилась. По правой стороне улицы был устроен царский Колымажный двор, а в начале улицы поселены стремянные стрельцы. В 1571 году, после разорения Москвы крымскими татарами, в Чертолье, из пригородного Остожья, был переведен женский Алексеевский монастырь, возле которого была устроена монастырская слободка. В 1658 году, по указу царя Алексея Михайловича, Чертольская улица и ворота были переименованы в Пречистенские, в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской. Со временем, в разговорной речи это название приняло форму Пречистенки.
В течении XVIII века проходили вытеснения простого люда, к концу столетия этот район становится аристократическим и улица меняет свое название в честь владений князей Волконских.
Панорама Волхонки нечетная сторона.
Панорама Волхонки четной стороны.
Из предоставленной панорамы кое-что осталось и нам потомкам.
- № 5 — Российский комитет международного Совета музеев; издательство «Художник и книга».
- № 7 — доходный дом К. Г. Лобачёва
- № 9 — доходный дом. В 1824—1856 годах во флигеле этого дома жил художник В.А. Тропинин, о чём свидетельствует памятная доска, размещенная на фасаде дома. Здесь он написал портрет А.С. Пушкина.
· № 11 — доходный дом Зимулина перестроен в 1878 году.
- № 13 — особняк, неоднократно перестраивавшийся, изначально был в собственности Нарышкиных. В 1-й половине XIX века его приобрела вдова генерала Д.С. Дохтурова княжна М. П. Оболенская (1771—1852). В 1856 году в доме проживал участник восстания 1825 года С.П. Трубецкой. В советское время здесь находился дом культуры и техники. С 2004 года в здании находится картинная галерея Глазунова, по слухам переданная ему его другом мэром Москвы Лужковым безвозмездно.
- № 15 — Храм Христа Спасителя, снесенный для строительства дома советов, проект не состоялся из-за ВОВ, на этом месте был построен легендарный босей «Москва», также уничтоженный, ныне на этом месте находится новодел имени мэра Лужкова.
Это что касается нечетной стороны, теперь посмотрим на четную сторону.
· № 6 — дом М Головина
· № 6 (во дворе) — доходный дом (1892, архитектор М.Г. Пиотрович).
· № 8 — главный дом усадьбы дворян Ринкевичей (1788, перестроен в 1815)
· № 8–10/2— усадьба XVIII-XIX веков[10]; узорочные палаты дворян Полтевых — князей Волконских — питейный дом «Волхонка» (середина — 3-я четверть XVII века).
· № 10 — дом О. А. Шуваловой — антикварный магазин Г. Волкова (1810-е; середина XIX века).
· № 12 — музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1898—1912; архитектор П.И. Клейн). После пожара 1547 года между домами № 10—14 находился царский Конюшенный (он же Колымажный) двор. Во 2-й половине XVIII века на месте Колымажного двора построен Запасной конюшенный двор с общедоступным манежем. В 1830-х годах постройки Колымажного манежа использовались как пересыльная тюрьма.
· № 14 — усадьба Голицыных (XVIII—XIX века). Главный фасад дома выходил в М. Знаменский переулок. В 1865 году здесь был открыт Голицыский музей — один из первых музеев общественного пользования, состоявший из картинной галереи, отдела древностей и библиотеки. Музей просуществовал до 1886 года, когда был продан с аукциона.
· № 16 — усадьба Долгоруких. В 1819—1918 годах здесь находилась 1-я городская гимназия.
В начале прошлого века был построен знаменитый на всю Россию Пушкинский музей.
До строительства музея на этом месте был колымажный двор.
А так выглядело в 1885 году место, где со времен СССР находится правительственная бензозаправка.
Давайте остановимся на начале тридцатых годах ХХ века, потому что улица имеет непростую судьбу , и сносы зданий и строительство. Если будет желание, пишите мы продолжим…..
Всем здоровья, ваш Московский Дед.