Большинство городов Среднего Урала появились во времена петровской модернизации в первой четверти XVIII века. Это были, главным образом, города-заводы, где закладывалась индустриальная мощь «опорного края державы». На уральских заводах ковался такой необходимый для военной промышленности металл.
Металлургическое производство того времени требовало особых условий: большого количества энергии, источниками которой были крупные реки, леса для выжига угля и недалеких залежей руды. Все эти условия обеспечивал Урал.
Уральские заводы XIX века были двух типов: плавильные, на которых непосредственно плавили чугун и предельные, которые не имели доменных печей, а занимались только производством железа. Верхнесалдинский металлургический завод, давший начало городу Верхняя Салда, относился к первому и ко второму типам.
«Её величества указом и из канцелярии Главного управления сибирских, казанских и оренбургских заводов повелено на назначенном, на реке Салда месте построить доменный и молотовый завод с оного указа, особливо же его высокородия Никиты Акинфиевича», — это строки инструкции 1777 года из 26 пунктов Нижнетагильской заводской конторы о строительстве нового Верхнесалдинского завода.
«Его высокородия Никита Акиньфиевич» — внук родоначальника династии промышленников Никиты Демидова и сын гениального Акинфия, который создал на Урале настоящую металлургическую империю. Никита был тратим наследником этой империи, после смерти отца ему досталась Нижнетагильская часть заводов.
Многие историк отмечают, что Никита Акинфиевич значительно уступал в талантах своему отцу, но однозначно по своим деловым качествам превосходил своих братьев – Прокопия и Григория, которые не только не приумножили наследство Акинфия, но в конце концов полностью его потеряли.
Никита Акинфиевич же за свою жизнь построил два завода на реке Утке и два на Салде – реке. В 1758 году он подает прошение в Берг-коллегию о строительстве нового завода на притоке Чусовой, речке Сулемка. Однако баронесса М.А. Строганова объявляет, что место, выбранное под завод Никитой Демидовым, находится в пределах ее дачи. Демидов не вступил в конфронтацию с богатейшей семьей, и решает строить заводы на ранее отведенной Демидовым императрицей Елизаветой Салдинской лесной даче. Так в 1760 году появился Нижнесалдинский завод, а через семнадцать лет началось строительство Верхнесалдинского.
Навсегда в истории салдинского края останутся имена приказчика Якова Балакина и расходчика Афанасий Григорьева, которые возглавили новостройку. Рабочих на строительство присылают с других демидовских заводов: Черноисточинского, Висимо-Уткинского, Висимо-Шайтанского, Выйского. Оттуда же прибывают обозы с инструментом и строительными материалами.
В августе 1778 года было закончено строительство плотины и заполнение заводского пруда, а в октябре на сушку были поставлены готовые доменные печи.
6 декабря 1778 года на Верхнесалдинском заводе был выплавлен первый чугун. Этот день стал официальной датой рождения Верхней Салды.
Кадры на Верхнесалдинский завод привозились из разных районов страны: Нижегородского, Вятского, Костромского наместничеств, из Новороссии. К 1797 году на Верхнесалдинском заводе проживало 996 человек.
На новом заводе производилась выплавка чугуна, приготовлении пудлинговой болванки, и даже выделка сортового железа. Причем, по производству чугуна Верхнесалдинский завод занимал одно из первых мест в России. Часть готовой продукции отправлялась на Нижнесалдинский завод, а часть по реке Чусовой на заводы Центральной России. Основным источником сырья, магнитного железняка был Высокогорский рудник, расположенный недалеко от Нижнего Тагила.
Автор: Нинель Зорихина