В прошлой статье я рассказал про истинного автора знаменитой песни «Город золотой», гениального русского композитора Владимира Вавилова. Но если «Город» знаменит только в России, то другая мелодия прогремела на весь мир и многие знаменитые певцы и лучшие оркестры мира почитали за честь исполнить это произведение.
На первой пластинке Владимира Вавилова «Лютневая музыка XVI-XVII веков» можно увидеть произведение «неизвестного автора» — Ave Maria. Существует огромное множество вариантов «Аве Марии», которые были написаны величайшими композиторами Европы. Кто только не создавал разные интерпретации! Шарль Гуно, Дж. Верди, Ф. Лист, А. Дворжак, К. Сен-Санс и многие другие.
Одна из самых известных вариаций принадлежит Шуберту (с ней тоже связана интересная история), но во второй половине 20-го века по миру с триумфом прошла новая версия с пластинки Владимира Вавилова. В СССР не очень разбирались в средневековых композиторах и приняли мистификацию за чистую монету.
После первых изданий пластинки, где «Аве Мария» шла как произведение неизвестного автора, в 1975 году вышла пластинка оперной певицы Ирины Богачевой (меццо-сопрано), где авторство было отдано Джулио Каччини.
Через несколько лет эту песню исполнили Ирина Архипова и Инесса Галанте, после чего Ave Maria Каччини (как думали все поначалу) начала свое триумфальное шествие по миру. Множество великих исполнителей (и мужского, и женского пола) считали своим долгом исполнить эту версию «великого Каччини».
Одна из первых исполнительниц рассказывала, что если у нее случались неудачные концерты, то в конце она пела «Аве Марию» Каччини, которая всегда спасала ситуацию.
Но очень скоро выяснилось, что ничего общего с Джулио Каччини эта мелодия не имеет, а существование свое она начала именно с альбома «Лютневая музыка XVI-XVII веков» Владимира Вавилова. К тому времени уже выяснилось, что он выдавал множество своих мелодий за произведения средневековых композиторов, и очень скоро его авторство стало очевидным для всех.
Однако конъюнктура оказалась сильнее. Когда выяснилось, что автор знаменитой мелодии не великий итальянец Каччини, а неизвестный русский композитор Вавилов, певцы очень по-разному отнеслись к этой информации.
Кто-то честно стал ставить авторство Владимира Вавилова, кто-то указывал двойное авторство Вавилов-Каччини, считая, что под именем Каччини это произведение прославилось, а значит, сразу будет понятно, о какой конкретно версии Ave Maria идет речь. А некоторые по сей день делают вид, что ничего не знают ни о каком Вавилове, и продолжают упорно указывать только несуществующее авторство Джулио Каччини.
Так, латвийская певица Инесса Галанте, включившая это произведение в 1995 году в свой дебютный альбом, выпустила в 2008 году другой альбом, где про Вавилова не было сказано ни слова. Видимо, в Латвии настолько привыкли гнать от себя все русское, что даже правду об авторских правах у них писать не принято, если речь идет о русском композиторе.
Молчу уже об элементарной благодарности великому композитору, произведение которого было использовано на заре карьеры певицы и продолжает использоваться ею по сей день в личных целях. Очень все это некрасиво.
Было и третье произведение, ставшее знаменитым. Не таким, как Ave Maria и «Город золотой», но его любили вставлять во многие телепередачи и кинофильмы, а центральное телевидение использовало эту мелодию в качестве музыкального сопровождения по Эрмитажу. Это произведение «Ричеркар», которое на той самой пластинке шло под авторством Николо Нигрино.
Говорят, что если чье-то произведение может узнать хотя бы один миллион человек, то автор может считать себя успешным, состоявшимся композитором. Только три произведения, о которых я рассказал в этих двух статьях, могут узнать на слух наверное не менее миллиарда человек.
Так что Владимир Вавилов может считаться одним из самых успешных и состоявшихся композиторов в истории музыки. Как жаль, что он умер в Ленинграде 11 марта 1973 года, увидев всего лишь два выпуска своей знаменитой пластинки. Он так и не узнал, что всего через несколько лет его произведения будут исполнять самые известные певцы во всем мире, а миллионы людей будут напевать их, восхищаться и считать лучшими произведениями эпохи.
На самом деле, Владимир Вавилов был не единственным композитором, который выдавал свои мелодии за чужие. В следующей статье расскажу про еще одно известнейшее произведение с поразительно похожей судьбой.