Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Вскоре он подружился с бывшим министром Дмитрием Трощинским, который жил в соседнем селе. Вместе они создали домашний театр. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из народных сказок. Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье. Она вспоминала:
«Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя все счастье в своем семействе; мы не могли разлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках, то всегда брал меня с собою».
Николай Гоголь был третьим ребенком в семье, первые двое сыновей родились мертвыми. Будущего писателя назвали в честь святого Николая: незадолго до родов мать молилась именно ему. Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Гоголь много времени проводил с сестрами и даже занимался с ними рукоделием: кроил занавески и платья, вышивал, вязал спицами шарфы. Ольга вспоминала: «Он ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: на гребенке ткал пояски». Он рано увлекся и сочинительством. Отец брал его в поля и дорогой давал темы для стихотворных импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». В пять лет Гоголь уже начал сам записывать свои произведения. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу.
Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. Будущий писатель жил в доме учителя и готовился к поступлению в пансион: занимался арифметикой, читал книги по истории, работал с картами.
В 1821 году Николай Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Он не был прилежным: часто отвлекался на уроках и занимался только перед экзаменами. Преподаватель латыни Иван Кулжинский вспоминал: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает». Любимыми предметами будущего писателя были рисование и русская словесность. Он восхищался Александром Пушкиным. Когда в 1825 году вышли первые главы «Евгения Онегина», то Гоголь перечитывал их столько раз, что выучил наизусть. Сочинял он и сам. Произведения — поэму «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи» — он размещал в собственном рукописном журнале «Звезда».
В 1829 году Гоголь написал стихотворение «Италия» и без подписи отправил в журнал «Сын Отечества». Произведение опубликовали, и это придало уверенности литератору. Он решил напечатать и гимназическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Однако в этот раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Но писателя не взяли.
В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее опубликованный «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Иван Киреевский и многие другие.
Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве, где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным.
В продолжении «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: писатель использовал элементы украинского фольклора, а само действие происходило в Запорожье. В «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Во время работы над произведениями Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637–1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха.
В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов. Спустя несколько месяцев Гоголь уже читал поэту первые главы произведения. Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»:
«Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!»
Однако вскоре Гоголь забросил работу над романом.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Сорочинская ярмарка.
«Сорочинская ярмарка» — повесть Н. В. Гоголя, действие которой разворачивается на родине писателя, в селе Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. Входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», первую книгу автора.
В повести Гоголем широко использованы мотивы украинского фольклора, а также украинская литература. Крестьянин Солопий Черевик вместе с красавицей-дочкой Параской и сварливой женой Хавроньей (мачехой Параски) прибывает на Сорочинскую ярмарку, чтобы продать десяток мешков пшеницы и старую лошадь. Им встречается Грицко — молодой юноша, влюбившийся в Параску, но тут же поссорившийся с её мачехой. Грицко сватается к Параске, Солопий не против свадьбы, но Хавронья яростно возражает, и свадьба отменяется. Тогда Грицко обращается к цыгану, который обещает свадьбу всё-таки устроить.
Тем временем посетители ярмарки обеспокоены тем, что место ярмарки проклято, и опасаются появления красной свитки (кафтана). Кум Солопия рассказывает тому, в чем дело. Когда-то чёрт, пьянствовавший в местном шинке (корчме), поиздержался и вынужден был заложить свой кафтан хозяину шинка. Годом позже, явившись выкупать любимый кафтан, чёрт обнаруживает, что тот уже продан. Чёрт наказывает хозяина шинка и отправляется искать кафтан. Но тот уже много раз переходил из рук в руки, принося несчастья владельцам, пока наконец не был изрублен в куски и раскидан по Сорочинской ярмарке.
Теперь чёрт бродит по ярмарке в поисках этих кусков — ему осталось найти только левый рукав. Под утро происходит переполох — в окно хаты, где спят Солопий Черевик и Хавронья, вламывается свиная морда. С криком «Чёрт, чёрт!» и горшком вместо шапки на голове Солопий бежит вон из дома. Наутро Солопию нужно идти продавать лошадь. Во время умывания ему под руку подворачивается красный обшлаг свитки, что не сулит ничего хорошего. По дороге на ярмарку Солопий встречает цыгана, а лошадь загадочно исчезает, оставив в руках у Солопия лишь уздечку и красный рукав свитки. Солопий в ужасе кидается бежать, но его ловят местные, обвинив… в краже лошади у Черевика.
К сидящему в сарае Солопию приходит Грицко и обещает того вызволить, если Солопий сосватает-таки ему Параску. Тот соглашается. Грицко встречается с цыганом и подтверждает, что всё произошло по плану. Повесть заканчивается пространным описанием народной свадьбы.
Аудиокнига "Сорочинская ярмарка"
Вечер накануне Ивана Купалы
Впервые была напечатана в 1830 году в февральском и мартовском выпусках «Отечественных записок» без подписи автора, под заглавием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала.
Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви». Издателем были внесены в нее многочисленные правки. Этим обстоятельством объясняется появившийся в предисловии текст, высмеивающий от имени рассказчика редакторское самоуправство. Полюбил бедный Петрусь Педорку, дочь Коржа. Черт пообещал помочь, если тот сорвет цветок папоротника.
Цветок указал место, где был клад. Чтобы достать его, Петрусь убил мальчика и получил золото. Корж согласился на свадьбу. Но Петрусь постоянно сидел около золота. Колдунья пришла в дом к Петрусю, он очнулся и увидел перед собой мальчика. Утром нашли вместо Петруся пепел, а вместо мешков с золотом – черепа.
Аудиокнига
Майская ночи или утопленница
«Майская ночь, или Утопленница» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829—1830 годах. Тихим вечером девушки с парубками собираются и поют песни. Молодой казак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, вызывает Ганну. Левко не раз просил отца разрешить ему жениться на Ганне, но тот не хотел и по своему давнему обыкновению притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».
Ганна спрашивает о доме с забитыми ставнями, что отражается в воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но мачеха невзлюбила панночку, мучила её и заставила сотника выгнать дочь из дому. Панночка с горя бросилась с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. С тех пор есть поверье, что, встретив человека, панночка заставляет его разгадать коварную мачеху среди ее подданных, или же грозит смертью. Левко подслушивает разговор Ганны с головой, его отцом. Оказывается, голова тоже влюблен в Ганну, поэтому отказывается женить на ней сына. Левко подговаривает парубков проучить его.
Парубки переодеваются и устраивают в селе разгул — поют про голову оскорбительные песни, похищают свояченицу, строят разные пакости. Голова впадает в бешенство и снаряжает десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение. В эту пору Левко, будучи главным зачинщиком, убежав от десятских, подходит к старому дому у пруда. Его одолевает дремота. Глядя на отражение господского дома, он замечает, что окно отворилось, и показалась панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц.
Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но одна кажется ему не такой светлой, как прочие. Утопленницы хватают ведьму, а панночка подаёт ему записку для головы. Левко просыпается. Проснувшись, Левко обнаруживает, что держит в руке клочок бумаги. Тут его хватают десятские и голова. Левко подает записку, из которой следует, что она писана «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Деркачом-Дришпановским» и содержит среди прочих приказов голове приказ женить Левка на Ганне, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободрённый голова сулит Левку свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину.
Пропавшая грамота
«Пропавшая грамота (Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви)» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана предположительно в 1829—1831 годах.
Повествование начинается с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на тех слушательниц, что выпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем он рассказывает историю, что случилась с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице. Дед, простившись с женой и детьми, уж наутро был в Конотопе, где была ярмарка. С зашитой в шапку грамотой дед пошёл поискать себе огнива и табаку и познакомился с гулякой-запорожцем.
Они отправились дальше вместе с приставшим к ним ещё одним гулякой. Запорожец, потчуя весь вечер приятелей диковинными историями, к ночи оробел и наконец открылся, что продал душу дьяволу и этою ночью наступает срок расплаты. Дед обещался не спать ночью, чтоб пособить запорожцу. Путешественники принуждены были остановиться в ближайшем шинке. Уснули вскоре оба дедовых попутчика, так что ему пришлось нести караул в одиночку.
Как мог, боролся дед со сном, но мертвый сон сморил его, он проснулся поздним утром и не нашел ни запорожца, ни коней. Пропала и дедова шапка с грамотой, которою вчера поменялся дед с запорожцем. Дед попросил совета у бывших в шинке чумаков, и наконец шинкарь указал деду, где найти чёрта, чтоб вытребовать у него обратно грамоту. Глухой ночью дед пошёл по указанной шинкарём тропинке в лесу. Миновав все приметы, дед вышел к костру, вокруг которого сидели «страшные рожи».
Дед рассказал о своем деле, бросил им деньги, и очутился в пекле за одним столом с ведьмами, чудищами и чертями. Одна из ведьм предложила трижды сыграть в дурня: выиграет — его шапка, проиграет — останется в пекле. Оба раза остался дурнем дед, а в третий раз догадался перекрестить карты — и выиграл. Получив шапку и коня, дед правдами и неправдами выбрался из пекла и очнулся на крыше своей хаты весь в крови. Он немедленно отправляется к царице.
Там, навидавшись диковин, дед забывает на время о чертях, но после этого, «ровно через каждый год, и именно в то самое время», жена его против воли пускалась в пляс и в доме творилась разная чертовщина.
Ночь перед Рождеством
Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.
В повести рассказывается о кузнеце Вакуле, который был влюблен в Оксану. Но Оксана была гордой и поставила Вакуле условие: чтобы он принес ей красные черевички, как у императрицы Екатерины великой. Вакула очень сильно ее любил, и пошел в Россию за черевичками. Он сумел обдурить черта, когда тот вскочил ему на шею, он ловко ухватил его за хвост и сам оседлал его, приказав везти его прямо во дворец к Екатерине.
Черт сначала отказывался, но Вакула стал грозить ему крестом и черт привез его к самой Екатерине. Там он смело и вежливо изложил цель своего прибытия, и Екатерина великая дала ему свои черевички В это время в деревне пошли слухи, что Вакула от любви наложил на себя руки. Оксана очень за него беспокоится, но увидев кузнеца живым, она так радуется, что даже отказывается от черевичек. Вскоре они женятся.
Страшная месть
Рассказ «Страшная месть» Гоголя был написан в 1831 году. Произведение, богатое яркими фольклорными образами, народными легендами и поверьями, вошло в знаменитый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Есаул Горобец пригласил на свадьбу сына своего названного брата Данилу Бурульбаша с красавицей-женой Катериной. Когда молодых благословляли иконами, среди гостей открылся колдун и исчез, испугавшись святых образов. Домой Данило возвращался мимо замка колдуна и кладбища, на котором шатались кресты и вставали мертвецы. Дома Данило поссорился со своим хмурым и вздорным тестем, а потом Катерине приснилось, что отец её — тот самый колдун.
Вечером Данило отправился к колдунову замку, заглянул в окно и увидел своего тестя, занятого ворожбой — он вызвал душу Катерины и заставлял её полюбить себя, но душа не покорилась колдуну. Вернувшись домой, Данило рассказал всё Катерине и заковал колдуна в железные цепи. Колдун пообещал дочери начать праведную жизнь, и та отпустила его. Сразу после этого на село напали ляхи. Горобец поспешил на помощь, но опоздал — Данило погиб. Колдун же вернулся в свой замок и вызвал душу Катерины, но вместо неё к нему явился некто незваный и наводящий ужас. Катерина поселилась у Горобца.
Проснувшись однажды после страшных снов, она нашла есаула мёртвым, сошла с ума и начала везде искать своего отца, чтобы убить. Колдун сам явился к Катерине, чтобы забрать её с собой, но она узнала отца, кинулась на него с ножом, и тот убил свою дочь. Тем временем на вершинах Карпатских гор появился исполинский всадник с младенцем. Колдун узнал в нём незваного гостя, явившегося во время ворожбы, испугался и попытался скрыться, но куда бы он ни ехал, всё равно двигался к Карпатам. Наконец, всадник открыл глаза и посмотрел на колдуна.
Тот умер и был брошен всадником в пропасть к голодным мертвецам. Кончается быль песней о том, как завистливый Пётр столкнул своего брата Ивана с маленьким сыном в пропасть. Иван проклял потомство брата и предрёк, что последним в его роду будет небывалый злодей, которого он сам низвергнет в пропасть, явившись в виде исполинского всадника.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Главные герой повести - Шпонька Иван Фёдорович. Будучи мальчиком, он был послушным, поэтому учителя всегда хвалили. После этого Иван Фёдорович поступил в пехотный полк, где прослужил до сорока лет. Он зарекомендовал себя как трудолюбивый офицер, без пристрастия к спиртному.
За эти годы мама Ивана Фёдоровича умерла, а в оме стала хозяйничать тётушка. Как-то раз Шпонька получил письмо от тётки. Та рекомендовала ему выйти в отставку и занться хозяйством. Послушав тётушка, Иван Фёдорович отправился в родное имение. По дороге он познакомился со своим соседом - Строченко.
Приехав в имение, Шпонька стал вести размеренную жизнь, не утруждая себя заботами. Тётушка спускала ему лень с рук. Однажды тётушка сообщила главному герою, что по завещанию, оставленному одним из помещиков, Иван Фёдорович владеет огромным лугом. Однако само завещание не хочет отдавать другой помещик - Строченко, с которым Шпонька уже успел познакомиться. Офицер в отставке нехотя поехал к соседу. Тот радушно встретил его в своём имении. Однако когда разговор зашёл про завещание, Строченко ушёл от ответа, сославшись на плохой слух.
Приехав обратно с пустыми руками, Шпонька очень разочаровал родственницу. Однако когда Иван Фёдорович рассказал о сёстрах соседа, у хитрой тётушки созрел план женить Шпоньку на одной из них.
Несколько дней спустя они отправились в имение Строченко. При первом подходящем случае, Ивана Фёдоровича оставили наедине с одной из девушек. Однако недогадливый и стеснительный мужчина не нашёл тем для разговора. Во время поездки домой тётушка объяснила Ивану Фёдоровичу, что ему уже давно пора обзавестись женой. Однако мужчине настолько не понравилась эта идея, что ему даже стали сниться кошмары про жён с лицами гусынь!
Но у проворной тётушки уже созрел новый план. Однако читателю не суждено узнать его, т.к. на этом повесть обрывается. Гоголь, изображая героев карикатурно, заставляет читателя задуматься, не поступает ли он иногда также, как и эти смешные герои?
Заколдованное место
Это очередная быль, рассказанная дьяком, вошедшая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опять речь ведет рассказчик о своем деде. Сам в то время был он еще молод.
Как-то раз отправился отец рассказчика в Крым. Поехал туда он, чтобы продать табак. С собою взял одного из сыновей своих, которому было еще три годика. А рассказчик, тогда еще молодой парень, остался дома с еще двумя братьями, матерью и дедом.
А дед их засеял тогда баштан, который находился почти на самой дороге и жить перебрался на лето к нему поближе. Ребятишек он тоже с собой взял. Они гоняли птиц с гряд. Еще и выгода была всем неплохая: дыни да арбузы у проезжих выменивали на что-нибудь другое.
И вот, как-то вечером показались на дороге чумацкие возы. Когда они приблизились, то оказалось, что чумаки эти – давнишние знакомые деда. Стал он их угощать, да разговоры пошли меж ними. Сколько-то времени прошло так и тут дед, глядя на своих внуков, попросил их танцевать. А глядя на хлопцев, в пляс пустившихся, и сам он не выдержал, захотелось стариной тряхнуть казаку. И – пошел отплясывать!
Все бы хорошо, удавалось деду такие крендели выписывать, что всем на загляденье было. Но, дошел только он до середины баштана, как ноги его словно одеревенели и двигаться не хотели. Заново начал выплясывать старый казак, но, каждый раз доходя до того самого места, опять не мог он ногами шевелить. Смекнул тут дед, что место-то это, видать, проклятое и угостил он в сердцах черта таким ругательством, пожелав ему издохнуть. А позади себя услышал он смех чей-то.
Оглянулся назад дед и видит: ни баштана нет, ни знакомых его, а стоит он средь поля. Приглядевшись, стал он места узнавать. Потом, набрел на дорожку, а чуть поодаль от нее увидел он могилку. А на ней свечка горела. Тут дед подумал, что, верно, не иначе, как клад там припрятан. Но ни лопаты, ничего другого подходящего при нем не было. А по сему решил он позже сюда вернуться и, отломив ветку от дерева, положил ее на могилку, чтобы узнать ее потом. И пошел старый казак домой.