Наш телеграм канал: @ChinaCompass
В минувшую пятницу произошло событие, несколько затерявшееся на фоне возможного запрета TikTok в США и запуска во Франции первого в мире термоядерного реактора с участием Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин при участии высшего партийного и военного руководства провел в Доме народных собраний в Пекине официальную церемонию введения в эксплуатацию навигационной системы Beidou-3 – завершающей стадии проекта, который был целиком разработан китайскими учеными.
В июне на орбиту в рамках программы отправился последний, пятьдесят пятый по счету, ракетный носитель с компонентами китайской навигационной спутниковой системы. Создание началось в далеком 1994 году и завершилось 26 лет спустя. Технические характеристики проекта таковы: Beidou (кит. 北斗, так на китайском называется созвездие Большой Медведицы) включает в себя 30 спутников, для большего охвата три из которых находятся на наклонной геосинхронной орбите (при наблюдении с Земли спутник на такой орбите в течение суток описывает на небе фигуру «восьмерка»), а три – на геостационарной (частный вид геосинхронной, когда траектория вращения спутника располагается в плоскости земного экватора; если вести наблюдение с Земли, будет казаться, что спутник практически не двигается). Еще 24 спутника располагаются на средней околоземной орбите и образуют «ядро». На Земле для обеспечения функционирования системы построено 47 станций.
Фактически, Beidou функционирует с 2018 года, однако окончательное завершение реализации проекта должно привести к существенному повышению точности навигации: погрешность определения геолокации уменьшится с 10 метров до 10 сантиметров – так утверждают разработчики. Однако последняя цифра, скорее всего, относится к применению навигационной системы в армии и правоохранительных органах, поскольку сравнивается с 30-сантиметровой погрешностью GPS у американских военных. Ранее их китайские «коллеги по цеху» также использовали GPS. Заместитель председателя Центрального военного совета КНР генерал Чжан Юся отметил, что цель по окончательному вводу в эксплуатацию навигационной системы была достигнута на пол года раньше установленных сроков, несмотря на пандемию коронавируса.
Основным преимуществом Beidou по сравнению с американской GPS, таким образом, должна стать меньшая погрешность определения геолокации. Профессор Пекинского университета Цзяо Вэйсинь объясняет это тем, что, в отличие от системы, разработанной в США, в рамках Beidou функционируют спутники не только на средней околоземной орбите, но и спутники на более высокой геосинхронной орбите – для лучшего охвата и более высокой точности. Тем временем, руководитель Института космической политики Иван Моисеев допускает, что Beidou будет работать эффективнее GPS, однако отмечает, что однозначно утверждать об этом преждевременно: полной информации о китайских аппаратах в открытом доступе нет. Возможно, со временем в Сети появится больше данных, и мы сможем сравнить, действительно ли потенциал китайской системы мощнее GPS и российской ГЛОНАСС.
Проблема имеет ярко выраженное политическое измерение. Во-первых, соперничество между Beidou и GPS вполне можно назвать еще одним «ответвлением» китайско-американского противостояния. Во-вторых, создание Китаем автономной навигационной спутниковой системы является одним из ключевых факторов продвижения интересов Пекина на мировой арене. Проект упоминался в документах, принятых по итогам Второго саммита «Пояса и пути» в 2019 году. Утверждалось, что компоненты и продукты Beidou к тому времени уже экспортировались в 90 стран, в том числе в 40 государств вдоль «Пояса и пути».
Для России фактор Beidou также имеет важное значение, однако здесь речь идет о сотрудничестве, а не о соперничестве: после повышения уровня двустороннего партнерства в 2014 г. госкорпорацией Роскосмос и Комиссией по китайской навигационной спутниковой системе в рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств в 2015 г. был создан Российско-Китайский комитет проектов по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации. Работа комитета заточена на достижение конкретных практических результатов путем осуществления «малых шагов». Так, Россия и Китай, страны, широко внедряющие собственные навигационные системы в сфере транспорта, ВПК, телекоммуникации, согласовали единую терминологию в области спутниковой навигации, размещают измерительные станции на территории друг друга, непрерывно взаимодействуют по вопросам мониторинга и анализа характеристик глобальных навигационных спутниковых систем.