Картина "Гопак" начата 82 летним Ильей Репиным в 1926 году в "Пенатах", усадьбе в финской Куоккале, сейчас это поселок Репино. Там художник провел последние 25 лет своей жизни. В России "Гопак" (или "Пляска запорожцев", 1927) появилась только в 2005 году в московской антикварной галерее "Первые имена". Друзья Репина и поклонники его творчества могли видеть картину в мастерской художника в Куоккале и после смерти художника, она была там до конца 1930-х годов.
Картина И.Е.Репина «Гопак», которая многим искусствоведам не нравится, интересна все же им, как последний замысел художника, последнее творение мастера.
Незадолго до смерти Репин писал Чуковскому: «Пожалуйста, не подумайте, что я в дурном настроении по случаю наступающей смерти. Напротив, я весел – даже в последнем сем письме, к вам, милый друг…Прежде всего, я не бросил искусства. Все мои последние мысли о Нём, и я признаюсь: работал, как мог над своими картинами, вот и теперь уже, кажется, больше полугода я работаю (уж довольно секретничать!) – над картиной «Гопак», посвящённой памяти Модеста Петровича Мусоргского. Такая досада: не удаётся кончить».
В 1899 году, И. Е. Репину было пятьдесят шесть лет, он поселился в домике в финском посёлке Куоккала. Купчая была оформлена на имя супруги художника Наталии Борисовны Нордман.
Она стала собственницей участка и строений на нём. Наталья Нордман, дочь адмирала и крестница Александра II, талантливая писательница, вегетарианка и борец за женское равноправие.
Вначале приобретенный участок, около двух гектаров, был сильно запущен., Там росли кустарники и деревья, через несколько лет он превратился в настоящий парк с аллеями и беседками. Были даже свои пруды, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
Репин с Нордман прожили вместе много лет, а затем она ушла из дома, не взяв ни копейки. Деньги, которые Репин ей присылал, Наталья Нордман возвращала обратно. В это время она уже была больна туберкулезом. Умерла она в Швейцарии, в больнице для бедных. Наталья Нордман ничего от него не требовала, меньше всего она хотела стать госпожой Репиной. Эта необычная женщина существовала для других. Жизнь семейную, бытовую - она хотела перестроить на разумных и справедливых началах. После смерти Наталии Борисовны Нордман в 1914 году, Художественная Академия не приняла в подарок усадьбу, ссылаясь на то, что не располагает средствами для содержания музея. Поэтому Репин пожертвовал в пользу Академии 30 тысяч рублей. После смерти жены к Репину переехали его дети.
После Октябрьской революции, по декрету о независимости Финляндии, подписанному В. И. Лениным, Куоккала отделилась от России. Так Репин оказался эмигрантом. Финского гражданства Илья Ефимович не принял, поэтому остался подданным Российской Империи. Вернуться на родину ему очень хотелось. В 1924-м Репина звал в СССР нарком обороны Ворошилов, написавший ему личное письмо. Но художник выставил неприемлемое условие: он обещал вернуться, если ему компенсируют конфискованные в 1917 году банковские вклады. На это большевики пойти не могли. Дети же его намерение не поддерживали и отказались ехать вместе с ним. Художник был слишком стар и постоянно откладывал срок своего переезда. Свой век Репин доживал под присмотром волевой и деспотичной дочери Веры, убравшей из "Пенатов" все, что напоминало о Наталье Нордман. Средняя дочь Надя также жила вместе с художником в Пенатах. Но она страдала тяжелой депрессией в последние годы жизни.
В эти годы И.Е. Репин жил в Финляндии и бедствовал. На холст денег у него не было, тем более на такой большой (174 х 210 см), этого требовал замысел мастера. В итоге "Гопак" был написан Репиным на огромном куске линолеума. Рисунок линолеума даже немного заметен на готовой картине под слоем краски. Веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Старательно он выписывал при этом детали праздничных казацких нарядов : узорчатые яркие кафтаны, особенно тот, с золотыми узорами, где изображен центральный персонаж картины.
Репин писал: «Картина моя по своей идее есть жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».
В 1930 году, в возрасте 86 лет, Илья Ефимович Репин скончался. Согласно своему желанию, художник был похоронен здесь же в "Пенатах". После смерти Репина до 1939 года в усадьбе жили его дети: Юрий и Вера Репины.
По завещанию картина перешла старшей дочери, Вере Репиной. Хотя официально в права собственности она так и не вступила: нечем было платить налог на наследство. В ноябре 1939 года финляндское правительство рекомендовало эвакуироваться населению вглубь страны. Вера и Юрий уехали из усадьбы"Пенаты", в Хельсинки, где прожили до конца своих дней. Вера поместила «Гопак» в депозитарий Скандинавского объединённого банка. В 1948 году Вера Репина умерла, другие наследники никакой инициативы не проявили, поэтому картину выставили на торги в Хельсинки, где её и купил в 1954 году известный финский коллекционер.
5 декабря 2004 года наследники господина Крюгера выставили картину на аукцион Uppsala Auktionskammare , он состоялся в городе Уппсала, рядом от Стокгольма. «Гопак» был продан за 453 тыс. евро почти без торга. "Гопак"- это последнее полотно из "запорожского триптиха", последняя большая картина великого художника. В преддверии, аукциона Uppsala Auktionskammare, кем то, был пущен слух, что за картину будут на аукционе биться крупные музеи. В результате "Гопак" достался арт-дилеру совсем по минимальной цене.
Владельцам, что создали в Москве антикварный салон "Новые имена", картина досталась уже дороже, и потом она предлагалась российским покупателям. Для частных коллекционеров такая покупка стала реальной, но не Российскому музею. Не каждый музей смог бы найти средства на приобретение последней работы великого Репина.
453 тыс. евро- сумма небольшая, хотя картина имеет несомненное историческое и музейное значение, как творчество позднего Репина. Художник придавал работе над ней особое значение. Илья Репин всю жизнь мечтал о том, чтобы Россия из империи превратилась в республику. Пример такой республики он видел в жизни запорожского казачества, поэтому и проявлял такой интерес к Запорожью. Даже занимался археологическими раскопками на острове Хортица. Знаменитые "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" (1880-1891, Русский музей) результат этого увлечения. Репин снова спустя годы стал рисовать огромную картину на запорожский сюжет. "Черноморская вольница" (1908-1919), где изображены казаки, гибнущие в лодке во время бури на море. Она писалась уже в "Пенатах", была выставлена в Петербурге, но критика была нелицеприятной. Живописец многократно переписывал полотно, которое потом было продано в Швеции. "Черноморская вольница" экспонировалась в Музее истории мореходства в Стокгольме, потом снова перешла в частную коллекцию.
Галерея «Первые имена» в 2005 году "началась" с Репина, именно ее владельцам мы обязаны тем, что последняя картина Ильи Репина оказалась в России, в Москве. "Гопак", впервые попало на родину живописца после аукциона в Швеции. Устроители галереи выкупили ее и продемонстрировали в своем зале.
Золотой огонь, голубой дым, и красные одежды на картине! Огромная картина немного безумна в замысле старого художника. Репин презрев критиков, писал так, как хотел: краска то лежит толстым слоем, то течет по пестренькому линолеуму, который Репин использовал в качестве холста. Картина явно музейная, и стоит за миллион…. Вряд ли стоит ожидать, что какой-нибудь наш музей сможет приобрести ее по цене более чем $1 млн.
Для частных коллекционеров это сумма реальная, и не такие были на "русских" аукционах Sotheby`s и Christie`s. Живьем "Гопак" оказался значительно лучше, чем на репродукциях. Ведь 83-летний художник писал без оглядки на критиков и традиции, есть странная смесь символизма и реализма в фигурах и композиции. Крупные музеи привлекает возможность не владеть произведением (дорого), а только выставлять его! Позднего Репина в советские времена всегда критиковали, и показать его сегодня — значит сильно изменить традиционный образ художника.