Найти тему
СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Пифагор. Школа не для всех.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Здравствуйте Уважаемые читатели! Пифагор Самосский, как мы уже знаем, был личностью незаурядной во всех отношениях. Почти всю свою жизнь он посвятил учению. Древнегреческий мыслитель буквально охотился за знаниями. В погоне за ними он объехал пол-мира и впитывал всё, как губка. Точнее сказать весь мир, где существовало хоть какое-то цивилизованное общество. Разве что с якутскими шаманами не общался и с колдунами вуду, да и то потому что либо их в то время в природе не существовало, либо Пифагор о них не знал. Иначе бы и к ним наведался, можно даже не сомневаться. На всё про всё ушло у древнего грека лет 60-70, после чего мыслитель посчитал, что всё, что можно, он уже освоил и решил сменить амплуа. Из ученика по-жизни, Пифагор превращается в учителя. Причём произошло это довольно обыденно. Уезжал из Греции философ в статусе гениального неофита, а на обратном пути его уже называли Великим Ионическим Учителем!

В общем, вернулся на Родину Пифагор Великим Учителем. Вот только учениками он к тому времени не обзавёлся. Тут возникла проблема. Знания, которые собирал Пифагор, были довольно специфические. Сейчас их эзотерическими называют. Напомню, что основной доктриной философа было учение о мироздании, в частности о многочисленных перевоплощениях душ и катарсисе - всестороннего очищения, дающего возможность приобрести божественность. И главное, знания эти касались не только (и даже не столько) теории, а именно практического их применения. Можно сколько угодно высмеивать свидетельства необычайных способностей философа (кстати, это слово в обиход ввел именно он), но умел Пифагор действительно много. Достаточно сказать, что кроме всего прочего, древний грек мог запросто разговаривать с животными и птицами. И не просто на предмет поболтать! Хищной давнийской медведице, например, он запретил нападать на людей, а Тарентийского быка уговорил не есть бобы, потому что они вредны для бычьего здоровья. Разумеется, передавать подобные знания всем подряд было бы опрометчиво и небезопасно. Пифагор нашёл выход. Он создал в городе Кротоне особую, закрытую школу, куда лично отбирал кандидатов на обучение. Этим избранным, по замыслу Учителя, впоследствии и предстояло стать посвящёнными.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

По тому, как древний грек проводил отбор, можно предположить, что он раньше всех осознал смысл фразы "кадры решают всё!" Первоначально Пифагор устраивал настоящий, многочасовой допрос желающим пройти обучение в его школе, выясняя как они ведут себя в жизни. Вот как описывает "вступительные экзамены" античный философ Ямвлих:

когда молодые люди приходили к нему и выражали желание учиться у него, он соглашался не сразу, но лишь после того, как устраивал им проверку и испытание и прежде всего спрашивал, как они себя ведут с родителями и остальными родственниками. Затем он смотрел, смеются ли они не вовремя, или молчат, или слишком много разговаривают. Он также рассматривал некоторые их стремления, знакомых, с которыми они общались, и их отношения с этими знакомыми, и чем они большей частью занимались днем, и почему им случалось радоваться или огорчаться. Кроме того, он наблюдал их внешний вид, и походку, и все телодвижения в целом.

Если Пифагор считал просителя достойным, он отсылал его домой, обещая сообщить результат. И сообщал. Через три года! Таким образом философ испытывал будущих учеников на твердость в желании учиться... А я-то всё мучался пытаясь понять - ну, с чего это обещанного ждут именно три года?! Почему, например, не два или скажем, пять... Видимо и тут наследие Пифагора свою роль сыграло. Я сейчас про всем известную поговорку, что "обещанного три года ждут". Но вернёмся к нашим баранам, вернее пифагорейцам, как называли последователей Пифагора. И к пифагористам тоже вернёмся, иначе будет нечестно. Поскольку и те и другие являлись учениками и последователями древнего грека. До поры все они пифагористами и были. Потом разделились. Смысл в том, что Пифагор, при всём его научном подходе к познанию мира, больше склонялся к религиозно-мистическим представлениям. И не просто склонялся - он по ним жил. Научные методы служили, скорее, подтверждением мистики. Представления свои Пифагор выражал при помощи так называемых "акусм" - устных предписаний, записывать которые было строжайше запрещено. Оно и понятно, иначе какие же они были б устные? Записывать в школе было запрещено вообще всё. Только запоминать или заучивать... Отсюда и название за неофитами закрепилось - акусматики.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Акусматиков или пифагористов вообще не интересовала наука как таковая. Они предпочитали строить свою жизнь на основе предписаний Пифагора, которые представляли собой обобщённый свод универсальных знаний. Акусматики стремились к усвоению предписаний и умению следовать им в повседневной жизни, всецело доверяя авторитету Учителя. Что касается пифагорейцев, то им божественных изречений было недостаточно. Этим хотелось большего - дальнейшего развития учения Пифагора на научной основе. Правда, тут не совсем понятно. Чёткое Разделение последователей пифагореизма оформилось после смерти Учителя. До этого авторитет философа особо умничать не позволял. Нет, он конечно разделил их на группы "гуманитариев" и "технарей", если можно так выразиться, согласно умственным наклонностям. И даже названия группам сам придумал, но чтобы позволить "совершенствовать"/искажать учение всей своей жизни... Не думаю, что такое возможно. Так о каких, собственно, последователях идёт речь, коль скоро всё его ученики, якобы, погибли во время разгрома школы в Кротоне? Во-всяком случае мне этим фактом неоднократно тыкали в комментариях к предыдущей статье. Согласно записям античных учёных существует несколько версий. Кто-то сообщает о нескольких сотнях избежавших гибели адептов, кто-то утверждает, что спасся всего один ученик. Но давайте мыслить логически. Если уцелел один, то кто же разделился на две части? Пожалуй, только этого факта достаточно для вывода, что живых последователей было всё-таки больше одного.

С этим, вроде, разобрались. Итак, после допроса и трёхлетнего ожидания кандидатов принимали в школу и распределяли в группы. Предварительно отобрав имущество в фонд общества. После чего ученики становились полноправными слушателями школы. Правда, я не зря назвал их слушателями. Полноправными-то они были полноправными, но с одним маленьким исключением - им пять лет запрещалось разговаривать. В смысле вообще! Только слушать, да и то через занавеску. Садиться рядом с собой учитель разрешал адептам тоже через пять лет. Кстати, вот это деление было главным критерием: за ширмой или без ширмы. В особых случаях провинившегося выставляли за ширму в качестве наказания. Если же ученик переставал соответствовать высоким требованиям мыслителя, то он безжалостно изгонялся из школы. Причём на любой стадии обучения. Тоже самое ожидало и нарушителя правил школы. Например, разглашение знаний непосвящённым. По изгнанному в школе устраивалась имитация похорон и имя его предавалось забвению. Даже бывшие друзья при случайных встречах отказывались его узнавать. Одна радость - изгнанному возвращалось всё его имущество, переданное в школьный "общак" при поступлении и, вдобавок, выплачивалась приличная компенсация.

Однако, бывали и обратные прецеденты. Хоть Пифагор и являлся, как утверждают древние, воплощением Бога, ничто человеческое было ему не чуждо. Так, находящемуся в тяжелом положении неофиту, философ разрешил подрабатывать занятиями геометрией. А некоему скифу
из гипербореи Абарису, Пифагор и вовсе разрешил сразу приобщиться к учению в обход всех своих правил. В том числе и пятилетнего молчания! Современники объясняют поступок Учителя преклонным возрастом Абариса и тем, что у себя на родине он был жрецом Бога Аполлона. Вероятно, причина действительно была в этом... А на то, что Пифагор забрал у Абариса магическую стрелу, которая позволяла преодолевать огромные расстояния и избавляла от чумы целые города, обращать внимания не стоит. Как и на то, что скиф всё собранное за несколько лет золото, для подношения гиперборейским богам, тоже отдал Пифагору... Ведь в благодарность за стрелу и золото грек скифу своё бедро показал! Якобы тоже золотое. Это должно было служить доказательством того, что Пифагор, собственно и есть Аполлон. Абарис поверил и отдал ему волшебную стрелу, без которой не мог найти дорогу домой. Пришлось Абарису стать учеником Пифагора...

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Но Бог с ними с исключениями, давайте к правилам вернемся. В школе постоянно обучались от 200 до 300 человек из которых два десятка женщин. Утром, адептам предписывалась уединенная прогулка, во время которой они приводили свои мысли в порядок. Потом следовали обязательные физические упражнения и лёгкий завтрак. После завтрака учащихся ждали общественные дела, прогулка, купание и уже более серьёзная трапеза. Пища была в основном вегетарианская. Питанию Пифагор вообще отводил огромную роль в процессе очищения души. Наевшись, неофиты устраивали коллективные чтения, пили вино и расходились по своим жилищам. И так каждый день. Немного однообразно, конечно, но вообще, довольно завидный образ жизни.

Всё свободное время посвящалось изучению тайных символов и иносказательного способа общения, понимать которые могли только члены общества. Большое внимание уделялось занятиям музыкой, так как она, по мнению Пифагора очищала душу и излечивала телесные недуги. Так же для очищения души использовались и менее возвышенные методы - ночь в пещере с привидениями или заточение в келье, пока задачку не решишь. Задачки были, как правило, из разряда "пойди туда не знаю куда"... Но иногда студенты умудрялись их решать. Кстати, сам Пифагор называл такой процесс обучения... дрессировкой... Но это так, к слову.

Пифагорейская школа была своего рода политическим клубом и дружеской общиной. Философия здесь играла роль не просто науки, она была образом жизни. Не знаю насколько серьёзны рассказы античных историков о сверхъестественных способностях самого Пифагора, но его религиозно-мистические методы явно давали свои плоды. Многие пифагорейцы стали выдающимися политическими и научными деятелями Греции и Италии античных времен. Да что там Греции с Италией - во всем мире! И влияние учения Пифагора оказало неоценимое влияние на развитие человеческой цивилизации во всех сферах без исключения. Хотя... почему, собственно, в прошедшем времени?......