Найти в Дзене
Марк Красс

Лучшие игры о Древнем Риме. Моя собственная подборка. Часть 1

Оглавление

Если вы любите Древний Рим так же, как и я, то спешу поделиться с вами лучшими, на мой взгляд и вкус, играми о древнем Риме. Без долгих слов – поехали

игры представлены в произвольном порядке

Ryse: Son of Rome

Игра, разработанная немецкой компанией Crytek и изданная Microsoft Game Studios. Очевидно, что игру изначально не планировали выпускать на ПК, а только как эксклюзив для Xbox One. По крайней мере, это единственное нормальное объяснение тому, почему на ПКшной версии настолько кривое управление и обзор (есть еще мнение, что таким образом разработчики решили отомстить ПК геймерам за их нелюбовь к консолям). Как бы там ни было, именно управление, по моему мнению, погубило игру. Но погубило ли? Ведь есть наглядный пример другой культовой игры – Готики – где тоже было ужасное управление, однако игра вытянула за счет своего сюжета и атмосферы. Увы, повторить судьбу Готики сыну Рима не удалось – сюжетная история перенасыщена: в едином котле перемешали и мифы Древнего Рима и его реальные исторические события, причем зачастую из разных временных отрезков. Кроме того, даже ход сюжетной линии не есть что-то самодостаточное, а половину игры копирует развитие псевдоисторических фильмов, в особенности "Орел 9 легиона", "Гладиатор" и др. Другими словами, сюжет лишен индивидуальности, нет изюминки – складывается ощущение, что игру уже проходил, даже если садишься за нее впервые. Любителей истории может стошнить от сумбурных смешиваний, а не знакомые с ней просто напросто не поймут отсылок и пасхалок, которые сюда понапиханы через пень-колоду. Но тем не менее, игра стоит в списке – почему? Окружение, преамбула и античный колорит! Он далек от реализма, но чертовски хорошо сделан. Дух завораживает, героическая и пафосная музыка, диалоги, окружение – одним словом погружает. И особенно хорошо зайдет, если вы не успели увидеть ряд исторических фильмов и посредственно знакомы с историей Древнего Рима.

Augustus: The First Emperor

Сюжетный экшн от Collision Studios 2004 года. Для своего года игра вышла на приемлемом техническом уровне и могла порадовать большими и относительно свободными локациями кварталов городов, неплохой графикой и хорошо детализированным антуражем древнего Рима. Игра не обладала высокой вариативностью прохождения, сюжет был линейный, но изложен был интересно. В отличие от предыдущего проекта, здесь история правдоподобная, не возникает ощущения наигранности, и все происходящее воспринимается вполне серьезно. А история следующая: после возвышения Октавиана, у него еще остались внутренние политические враги, и там, где проблемы не может решить армия, на помощь приходят интриги, шантаж, кинжал ночи и подкуп. Именно этим мы и будем заниматься, в роли бывшего гладиатора и нынешнего тайного агента самого Императора. В игре будет больше десятка глав (миссий/уровней), в каждой из которых нужно решить очередную государственную проблему – и здесь перед вами арсенал оружия, методов и подходов к поиску и решению. Надо сказать, что игра очень атмосферная, миссии и варианты их решения интересные: хотите – рубите врагов императора в капусту, хотите – обходитесь без лишних жертв. Во многом лично мне игра сильно напомнила по прохождению серию Хитман. наемный убийца по древнеримскому) Кроме того, в игре имеется много отсылок к мини-сериалу "Рим", а некоторые сюжетные миссии почти копируют события из фильма. Игра очень хорошо передает внутриполитические интриги эпохи и поэтому прекрасно подходит для погружения в атмосферу Древнего Рима.

Легион

Пошаговая стратегия от отечественных разработчиков Snowball Interactive с очень интересным геймплеем. Игра представят из себя глобальную стратегию в двух режимах – стратегический, на котором происходит строительство империи и решаются государственные вопросы, как то: расширение городов, наем армии, управление технологией, торговля, дипломатия и передвижение армий; и тактический, к которому мы переходим, когда наши армии сталкиваются на полях сражения. Ничего не напоминает? Очевидно, разработчики вдохновились как серией игр Цивилизация, так и серией Тотал Вор. В первой нам очень не хватало масштабных сражений и более глубокого погружения в конкретную эпоху, во второй же серии не хватало стратегической составляющий (напомню, что Легион вышел в 2002 году, то есть до первого Рима и 4 Цивилизации). Разрабы решили взять все лучшее от обоих серий и пересмотреть некоторые механики. И надо сказать, что у них это получилось очень хорошо!! Стратегически в игре очень хорошо реализована дипломатия, торговля и изучение технологий – особенно последнее, где вы выбираем не конкретную "теху", а распределяем очки знаний на все научные направленности, в итоге некоторые плоды научных изысканий достаются нам раньше, чем другие – неплохое подспорье для высокой реиграбельности. Отношения с другими государствами строятся дипломатами, которых мы отправляем за дипломатическими миссиями, будь то выгодная торговля, улучшение отношений посредством лести или наоборот, сбор информации, саботаж и диверсии (например, можно даже влиять на дипломатические отношения между другими государствами). Торговля, как отдельная от дипломатии опция, тоже присутствует, и здесь все не так просто. Во-первых, есть очки торговли, и их количество напрямую зависит от уровня вашей империи и изученных технологий, во-вторых, цены на ресурсы (а их здесь много и все важны) гуляющие, поэтому требуется постоянно мониторить, что и в каком количестве продавать/покупать. Но в целом, все стратегическое планирование подчиняется условиям тотальной войны – и большую часть игры вы будете именно воевать. И здесь разработчики подошли очень креативно и правдоподобно. Вот встретились две армии – что дальше? Они выстраиваются в заданном порядке, у каждой когорты (отряда) были свои функции, но то, насколько они будут соответствовать ожиданиям главнокомандующего – большой вопрос. Именно эта механика и была реализована в сражениях. Мы можем только руководить сражением на этапе реконгсценировки и расстановки и распределений задач для отдельных когорт (ожидание, долгое ожидание, стремительная атака, попытка обхвата, попытка зайти в тыл и т.д.). Далее начинается сражение, и мы уже не можем давать команды (кроме всеобщего отступления и атаки), а можем только лицезреть масштабную кровопролитную сечу. В такой механике есть смысл: во-первых, в реальности полководцы редко могли повлиять на ход сражения в гуще сражений, во-вторых, непредсказуемо поведение как наших отрядов, так и вражеских, в-третьих, все тактическое искусство сводится к правильной расстановке в начале (что тоже соответствовало реальности) – таким образом, сражения здесь менее управляемые и аркадные, но более непредсказуемые, правдоподобные по механике и более напряженные – ведь вы уже ничего не контролируете и все может пойти не так – азарта, без сомнения, больше чем в сражениях того же тотал вор. В дальнейшем серия игры развивалась – было выпущены части, посвященные древнему миру ближнего востока и Греции. К сожалению, дальнейшего технического развития игра не получила, так и застряв на уровне 2002-2003 годов, а после выходов первого Рима и 4 Цивы и вовсе канула в лету, хотя имела огромный потенциал!!

Caesar

Это уже градостроительный симулятор с незначительными военными элементами (война здесь больше представлена как необходимость для защиты своих интересов, а не как самоцель, поэтому на ратное дело у вас не будет уходить много времени). Игра по сути явлется продлением культовых градостроительных стратегий Фараон и Клеопатра, но в другом сеттинге. Если вы уже возводили пирамиды Хеопса и Сфинкса, то игра будет вам до боли знакома как по графике, так и по механикам, особенно первые части. В дальнейшем игра успешно шла в ногу со временем и для своего времени обладала красившей графикой и визуально приводила в восторг своих градостроителей. Игрок начинает как хозяйственник на небольшом участке земли, которую должен обрабатывать, заселять мигрантами, обеспечивать их потребности, и выполнять поставленные задачи от самого Цезаря (построить соответствующее здание, добиться определенного уровня населения и т.д.). Помимо продвижения вам будут доступны все большие территории и большие возможности – как итог, сравниться с самим вечным городом и взять власть над Империей. Игра очень атмосферная и продуманная. Затягивает не хуже Цивилизации и можно не сомневаться – ночи с ней будут пролетать так же мимолетно. Если графика не то, что вам нужно для атмосферы, то можете смело погружаться в Древний Рим!

-5

Imperium Romanum

Продолжаем говорить о градостроительных симуляторах, только в отличие от предыдущего проекта, военное дело здесь по значимости не уступает гражданским заботам. Игра технически превосходит последнею часть серии Caesar и поэтому более приятна глазу на 2020 год, хоть и уже давно устаревшая. В механике градостроителя принципиальных отличий и новшеств от других подобных проектов нет. А вот военное дело здесь уже приобрело больший вес, хоть все равно является не первостепенной заботой. В основном, с помощью армии вы будете разорять соседские варварские деревни, либо отражать огромные нашествия варваров. На выбор представлено три вида армии: гастаты (пехота ближнего боя) лучники (дальнобойные) и кавалерия – какой-либо тактической значимости это не несет, но разнообразие приятно. Примечательно, что стоит недооценить варваров и весь ваш великой город , который вы возводили несколько вечеров подряд, будет разрушен за считанные минуты. В игре так же есть отдельные сценарии, где вы можете взять под управление контроль другими великими городами Античности (Помпеи, Александрия и т.д.) для выполнения миссий (построить какое либо Чудо). В плане соответствия действительности – игра неплохо так погружает в антураж Древнего Рима, может так же затянуть не несколько вечеров и отвлечь от скучной повседневности 21 века.