Найти в Дзене
Неуловимая Джо

Чики: необходимо разомкнуть круг

Этот текст написан безструктурно, как бог на душу положит, потому что мыслей слишком много и все они слишком обрывочны и кусочны, а вместе возможно сложатся в какую-то мозаику. Впрочем, это вполне в стиле самого сериала, так что поехали.

«Чики» — выстраданный проект, в который вложили очень много сердца, крови и пота. Долгое время это был проект-утопия, в которым Эдуард Оганесян (режиссёр, сценарист) и Ирина Горбачёва (главная актриса, муза и немезида) оббивали пороги продюсеров. Что особенно забавно, встреча их и разговор об этом проекте случились после того, как обоих выставили вон с какого-то третьего проекта. Не поверите — за то, что спорили с генеральной линией сценария, Горбачёва хотела сыграть роль по-другому, а Оганесян ее поддерживал. В общем, классические неудачники, по-моему, про то как снимали «Чик» можно отдельный фильм снять, хотя и над этим иронизируют внутри сериала. Дошло до того, что Горбачёва предлагала сама вложить свои деньги и снять хотя бы пилот, хоть тушкой, хоть чучелком, но им улыбнулась удача с продюсером Рубеном Дишдишяном, который еще в начале 90-х любил подобные сюжеты: городки затерянные на юге России, и классика кино нулевых: проститутки-воры-менты. Но не каждый фильм про проституток это фильм именно про проституток. «Чики» — не то, чем кажутся, и в этом их сила и главный интерес.

На мой взгляд, злую шутку с сериалом сыграло выкладывание по серии в неделю. Понятно для чего это сделано - раскрутка новой платформы, подогревание интереса к проекту, пиар, маркетинг, общественный резонанс, т.д., т.п. Но что-то важное при таком подходе всё равно теряется, поэтому логично советую тем, кто не смотрел - посмотреть всё и сразу и дико завидую этим людям, потому что даже с пересмотром будет уже не так. Это камерная закукленная история, которая каждый раз обманывает зрителя, хотя и на каждом этапе подбрасывает ключи к разгадке. При этом делает это вроде бы бесхитростно, но одновременно так тонко, что каждый раз мозг обманывается и отбрасывает эти ключи, думая, что история пойдет другим путем. Этот посерийный выход запутал даже кинокритиков, которым тоже отдавали смотреть серии порционно - то по три штуки, то по пять. Они, как и остальные зрители, как и герои с героинями сериала, радостно обманывались и рассказывали другим, что сериал на самом деле о разном: о возвращении домой, о криповом маленьком городке, о сестринстве, о феминизме, о токсичных семьях и окружении. Обманывались даже с тем, кто же здесь главный герой, примеряя разные шаблоны, в которые никто из героинь сериала никак не вписывался - то ноги торчат, то уши.

Я изначально не хотела ничего писать до финала сериала — почему-то казалось, что финалка не только расставит все точки над ё, но еще и поменяет что-то в восприятии. Так и случилось. Но парадоксально в цель ляпнула, когда начались повсеместные сравнения «Чик» с «Бригадой», что девочки из Чик вовсе не раскладываются по типажам мальчиков из Бригады, но вполне себе подходят по типажам девочек из «Запрещенного приема». Так и оказалось — «Чики» это русский «Запрещенный прием», центральная героиня оказывается не главной — главное, что происходит вокруг нее и она жертвует собой во имя счастья других, большую часть времени даже не осознавая этой жертвы. Только вот Куколка спасает одну девушку (возможно, саму себя), а Жанна вытягивает из трясины троих подруг, еще и прицепом нескольких их мужчин, а так же своего родного сына.

Схожи даже приемы (бадум-тсс за хороший каламбур!). Как там было: ключ, карта, нож, огонь и великая жертва, о которой узнаешь только в самом конце. Усилие, необходимое для того, чтобы разомкнуть порочный круг, может оказаться слишком велико.

-2

Жанна - одновременно самая противоречивая героиня и самый прямолинейный образ в сериале, эта двойственность сильна в ней, она кажется самой понятной из всех девочек, видной как на ладони, но так и остается загадкой и непонятой Кармен. Во-первых, именно Жанна и, несмотря на то, что она детдомовская, отчество у нее Аркадьевна (Джоан из Аркадии). Во-вторых, Майская, а ведь Жанну Д'Арк сожгли 30-го мая. В-третьих, образ огня, пожар и несправедливое обвинение в ее сторону. В-четвертых, влюбленность в батюшку, которая несмотря на взаимность, не может никак реализоваться кроме как принятие помощи с его стороны и советов. И некоторые сцены, особенно с церковной тематикой, сняты так, чтобы как можно четче передать образ: Жанна должна пройти этот путь от начала до конца и принять все страдания, выпавшие на ее долю.

С самого начала Жанна кажется самой сильной, пробивной и умной из девочек. Она приезжает из Москвы на новенькой красной машине, лихо решает проблемы девочек деньгами и вызволяет их из участка, подкидывает идею о фитнесс-клубе. Она излучает уверенность и рассказывает о другой жизни, где не нужно торговать своим телом, ведь у нее это уже получилось. И ей невозможно не поверить - все 8 серий ей верят девочки и зрители, а в финале последние кажется немного недооценили важность признания в том, что ни в каком фитнесс-клубе она не работала и машину свою заработала тоже проституцией. Это кажется мне немного обидным, мол какая разница, соврала-не соврала, работала в фитнессе-не работала, в то время как этот ключ очень логично расставляет историю по своим местам. Она хотела уехать и всё забыть, перестать заниматься проституцией, но в итоге снова занималась проституцией чтобы вернуться и пустить пыль в глаза. Она больше всех хочет этот фитнесс, ибо для нее это совсем-совсем последний шанс, недаром она так легко закладывает дом, продает машину, но при этом она сама не доверят подругам, потому что знает цену своим словам, ведь она врет. И понятно, что когда ее опять просят потрахаться в обмен на деньги-услугу ее срывает. Понятно, почему соглашается и понятно, почему срывает.

Видела даже мнение, что глядя на Жанну не веришь в то, что она лажает и в каких моментах: ну правда, некоторые ее поступки ни на какую голову не натянешь, пойти с деньгами или за помощью в такую очевидную ловушку, и делать это раз за разом. Кажется неправдоподобным, что Жанна ошибается - настолько сильна ее харизма и вайб уверенности, исходящий от Горбачёвой. Мне видится в этом ирония и снова параллель с самой Горбачёвой, женщиной и актрисой. Ее ведь тоже частенько принимают за другого человека, не за ту, кем она является на самом деле. Глядя на высокий рост, мальчишескую стрижку и раскрученный собственным умом и юмором инстаграм, ее принимают за лесбиянку/бисексуалку, феминистку, революционерку, да и просто сильную женщину, не обращая внимание на то, что она говорит и чем живет. Интересное расчеловечивание, к слову. Если послушать хотя бы одно ее интервью, то заметно, что это хрупкая и беспокойная женщина, запутавшаяся в себе и только недавно начавшая себя распутывать, хочет быть женственной, любить и быть любимой, реализоваться в профессии, суеверно не лезет в политику и верит во всяких духовных учителей. Словом, ну совсем другая картина, нежели то что сразу вырисовывается в голове у смотрящего и какие характеристики ей навешиваются, исходя из стереотипов. И мне кажется, что это очень сыграло на руку в изображении образа Жанны - ведь не зря Оганесян видел в этой роли только ее, да и сама Ирина так заболела этой историей. Глядя на Жанну в исполнении Горбачёвой кажется, что она сейчас придет и всё порешает, потому что ну она же такая классная, сильная, умная, высокая в конце-то концов. Да она сейчас скрутит этого казака Данилу и пиздец ему. Но Жанна оказывается слабым звеном. Это шок, в это не верится. Но это правда. Ведь сериал про людей, которые не те, кем кажутся на первый взгляд.

Жанна из всех девочек была самая не привязанная к месту ни престарелыми родственниками, ни абьюзивными отношениями, из условных жизненных грузняков только довольно сообразительный сын, который всё равно поехал с ней. У нее была недвижимость, которую она могла продать, сдать и как-то выручить первоначальный капитал для дальнейшей жизни. Но и все девочки когда пришел импульс достаточной силы, нашли и деньги на первый взнос в дело, и решимость уйти из проституции. Несмотря на все составляющие своей работы, уходить они скорее не хотели. Типа такое "ну да, ну надо, но сидим". Ведь неспроста показывают, что не история с грузовиком из первой серии и близость гибели переубедили их, а именно рассказ Жанны.


Проституция - слишком сложная и табуированная тема, а в кинематографе так еще 10 раз клишированная, поэтому относительно "Чик" все больше обсуждают смысл и подачу, и это хорошо, это правильно. Но что если это еще одна метафора-зеркало, когда не можешь выбраться из порочного круга - любого. Недаром в качестве театральных кулис истории выбрана именно провинция, где все, не только девочки, живут по накатанной колее, а тех кто решится выбраться и построить что-то на своей земле, никуда не уезжая, забивают палками.
Но все-таки: выбрались же. И есть другая жизнь, и всегда была.

-3

Еще одна интересная тема в этом сериале, которую почему-то обходят стороной — то ли из-за незнания темы, то ли из-за непонимания и впечатления не такой уж важности происходящего. Религия и божественное око, которое, несомненно, наблюдает за героями. Я не настолько разбираюсь в православии чтобы сразу сейчас выложить вам на стол все рефренсы, хотя мне кажется, что там есть чего помимо прямолинейной метафоры на Жанну Д’Арк. Например, история о том, как пришел к вере батюшка отец Сергий упорно напоминает мне жития какого-то святого, но точно ничего не вспоминается. Да и говорит он чуднО, и финальная его фраза про «голову отсеку» тоже кажется цитатой.

Сериал вообще стоит одной ногой на реализме — быт и нравы южного городка выписаны без лубочности и без высокомерной московской дистанции, все типажи очень узнаваемы, простая речь и всё окружение девочек выглядит как ваши собственные соседи, и то что проблема крутится вокруг бесконечных кредитов и поиска денег, — а второй ногой на магреализме, который воплощается именно через церковь. Отец Сергий ведет себя как добрый ангел-наставник Жанны, но едва он всё больше вовлекается в ее дела и дистанция между ними сокращается, ему дается предпреждение и возможность выбора, что делать дальше. Предупреждение-знамение дается и Даниле, когда он пробивает очередное дно и недаром в конце он занимается самобичеванием. Кстати, одна из интереснейших линий сериала тоже решенная благодаря поворотам в финалке — большую часть времени Данила кажется опереточным злодеем, который просто зачеркивает клеточки в злодейском бинго: тиранит жену, издевается над детьми, убивает собаку. И вдруг в финале он очеловечивается благодаря тому, что оказывается не всесильным, и поставить на место его могут как высшие силы, так и люди вокруг.

Еще Данила с Жанной интересно зеркалят друг друга - эта связь не такая очевидная, как например параллель Данилы с отцом Сергием. Тут всё просто: два мужчины влюблены в недоступную по законам морали и церкви им женщину, для каждого эта влюбленность подается как искушение, каждый справляется с ней по своему. Но наиболее интересна связь между Данилой и Жанной, потому что там идет не просто связка насильник-жертва, а еще и действительно зеркало — не такое уж и кривое.

По сути Жанна пытается решать проблемы по-мужски, даже по-пацански, я бы сказала: какими-то стрелками со странными людьми, мутками и быкованием. Штука в том, что никто ее серьезно не воспринимает, и потому что клеймо проститутки, и просто потому что она женщина, и потому что это южный городок, где еще и национальный колорит добавляется. Данила и Жанна поступают похоже: из всех вариантов поведения выбирают худший, хотя альтернативный вариант буквально перед носом. Им обоим есть куда пойти и к кому обратиться, но они или слишком гордые, или слишком глупые, или это просто всё слишком для них. Но Жанна хотя бы способна извиниться перед девочками, Данила перед братом не может.

Так или иначе гуманистический посыл сериала состоит не в том, что "вот, и проститутки тоже люди", а в том, что люди вообще ВСЕ: и проститутки, и менты, и престарелые родители, свои и чужие, и чуваки с тремя ходками за спиной, и казаки, и батюшки. Все равным перед Богом, под небом, судьбой и отношением друг к другу — тут уж кому как нравится.

-4

Очень много нераскрытых недосказанностей в самом сериале, очень интересно было бы послушать Эдуарда Оганесяна, в каком-нибудь интервью про этот сериал или просто так. Про православие, про самоидентификацию, про образ матери и отца в этом сериале, почему семьи именно такие, почему использован именно такой образ сотрудника правопорядка и таким образом, почему Кармен, в конце-то концов! Этот образ мне тоже не понятен, но он ведется до самого конца, красной, чтоб ее, нитью) Жанна — Кармен, но она не умирает. Но в середине сериала нелепо погибает Раиса, еще одна проститутка, тоже детдомовская, как и Жанна. Возможно, это тоже знак-знамение, причем снова для Жанны. Раиса остается в проституции, хотя знает, что девочки решили уйти и почему. Ее не заботит особо собственная жизнь (полагается на иконку) и то, что вообще будет дальше. Смерть случайная, нелепая и роковая. На ее похоронах мы узнаем, что она была детдомовская, потому и кроме девочек на кладбище никого нет. Примерно в 7-й серии мы узнаем, что Жанна тоже детдомовская, но у нее была приемная мать. Мне это видится своеобразным знамением для Жанны, мол, что будет если ты останешься на этом пути. Дальше еще ей дает наставление отец Сергий: "Если что-то решила, то при, не сворачивай". Она и прет, но какими-то окольными тропками и то и дело начинает метаться.

Очень хочется, чтобы про этот сериал говорили, рассказывали и режиссёр, и актрисы, и все вовлеченные в процесс создания, потому что он при всей своей простоте очень загадочен. Прям как пресловутые "русская душа" и "женская логика". Одна из самых мощных метафор сериала: круг жизни, наиболее хорошо показанный в заставке, вот буквально что откуда вытекает, что куда входит и выходит. Использованы кадры из сериала - дети, дождь, город, жизнь, люди, церковь, природа, пейзажи. Но вот этого кадра в сериале нет и у меня от него каждый раз мороз по коже:

-5

Ну, понятно почему.