Развал Советского союза и начало 90-х – это было время особой романтики, когда люди с высшим образованием, кандидаты наук перебирались работать на стихийные рынки. Еще в конце 80-х у меня были планы заниматься научной деятельностью, делать страну лучше, но буквально за пару лет все планы рухнули, а жизнь заставила гонять контрабанду, опасаясь бандитов, которые были не редкостью на российских дорогах.
Тушканчики, челноки, шуб-туристы – это все про нас
Тушканчики – так нас называли. Это прозвище челноков отлично характеризует то время, мы как беззащитные мыши с непропорционально длинными ногами, на своем горбу переносили десятки килограмм дефицитного товара, одевали по 4 шубы при прохождении границы и давали на ламу бандитам с дороги, только за то, чтобы они не отобрали у нас перевозимый товар.
Я, юным 25-летним парнем впервые поехал заграницу не в качестве туриста, как большинство современной молодежи, а в качестве грузчика с чужими деньгами. Я отвечал за деньги и товар головой. Даже страшно представить, что со мной было бы, если бы я не выполнил свою работу правильно.
От куда мы ехали и что было в дороге?
Рабочий день начинался еще затемно. Я с четырьмя десятками таких же тушканчиков выходил на одной из питерских станций метро, где нас уже ждал красный Икарус. Большинство из нас приезжало заранее, поэтому практически всегда автобус отправлялся вовремя. Иногда я ездил за товаром поездами.
Самым большим страхом тушканчиков в дороге, были дорожные гопники, которые в любой момент могли остановить автобус и угрожая оружием собирать дань с каждого пассажира. В начале моей карьеры, они собирали по 20$, но с каждым месяцем аппетиты бандитов росли, к 1993 году стандартная такса составляла 50$ с одного пассажира.
По моим подсчетам, с каждого автобуса бандиты имели около 2000$, при том, что автобусы отправлялись десятками каждый день. Всю дорогу я был весь на нервах и только после прохождения границы немного успокаивался. Но тревога вновь возвращалась, когда мы, закупив товар, возвращались обратно в Питер.
Какой товар я перевозил?
Основным товаром, который я привозил из Финляндии был ширпотреб и качественные продукты питания. Ширпотреб я продавал на базаре, в то время как качественные продукты, в особенности сыр, у меня покупали первые элитные рестораны, обслуживающие местных царьков. Почему-то мне кажется, что именно эти царьки бомбили нас на трассах, требуя по 50$ с тушканчика.
Завершил свою карьеру челнока только к 1997 году, когда удалось открыть собственный магазин. Время 90-х было очень романтичным и опасным.