Найти тему
КофеПотанцуем

Как понимать искусство? 3 пути и 9 подсказок

Оглавление

Приветствую вас, дорогие подписчики и случайно заглянувшие!

Трудясь в сфере искусства, в частности, в кино, хореографии и фотографии, я часто наталкивалась на непонимание со стороны большинства людей, если речь идет о чем-то более сложном, чем селфи, "Сваты" или "Танец маленьких утят". В лучшем случае говорят: "Красиво, но ничего не понятно" и просят объяснить, а в худшем... "Что за х..ня , зря потратили время" или стандартное "Что курил автор?"...

Тот самый дорогой банан на скотче , "Комик" Маурицио Каттелана
Тот самый дорогой банан на скотче , "Комик" Маурицио Каттелана

Честно признаюсь (хотя мне всегда ооочень сложно признаваться, что я чего-то не знаю или не понимаю), я сама не в каждом признанном мировом шедевре могу найти великий смысл и великое искусство, и тоже иногда на выставках или артхаусных спектаклях чувствую себя по-идиотски. НО! Я занялась этим вопросом понимания искусства и готова предложить вам несколько путей для того, чтобы начать получать удовольствие от сложного искусства, даже если пришли на выставку, где просто "пахучая куча" посреди зала.

Дам вам 3 направления и 9 подсказок, как получать удовольствие и понимать искусство.

Путь 1. Знания.

Самый, наверно, трудоемкий и не факт, что самый верный способ. Один из. Путь искусствоведа. Чем больше вы читаете книг, знаете биографические подробности авторов, изучаете азы разных направлений искусства, историю, философию, тем больше вы начинаете понимать. Вы получаете удовольствие от того, что можете распознать стиль, жанр, почерк автора. Вы понимаете, как то или иное технически сложно выполнить, сколько за этим труда, и от этого оперный вокал и 32 фуэте вызывают у вас восхищение.

На что я советую обратить особое внимание, если вы решили пойти этим путем? На мифологию, сказки и религиоведение. В искусстве много прямых и косвенных отсылок к мифам, сказочным персонажам, к религиозным притчам. Иногда очень завуалированно и тонко, своего рода "пасхалки" (это термин киношников - они в своем кино прячут некие маленькие послания, сувенирчики для внимательных зрителей. А пасхалка- так называется по аналогии с христианской традицией-забавой для детей: прятать и искать крашеные яйца на Пасху).

С. Боттичелли "Рождение Венеры"
С. Боттичелли "Рождение Венеры"

А еще я люблю слушать подкасты, смотреть видеоблоги и читать тех, кто в этом разбирается и доносит в доступной форме. Как ни жаль, но всего на свете знать нельзя и разбираться во всем тоже. Можно начать с обзоров на книги и кино, и потихоньку добирать знания там, где у вас пробелы. Тогда постепенно скрытые смыслы будут вам легче открываться без помощи искусствоведов, а удовольствие от решения интеллектуальных головоломок будет все ярче.

Путь 2. Ассоциации.

Если вы пришли на спектакль неподготовленными или случайно натолкнулись на новый жанр искусства и ни черта не понимаете, предлагаю вам игру. Не стоит пытаться угадать, что там хотел сказать автор, почему все вокруг стоят с одухотворенными важными лицами (открою секрет: чаще всего они точно так же стоят в шоке и всячески скрывают, что вообще не в теме), а занять себя игрой в ассоциации.

Вы правда думаете, что они все понимают? ;)
Вы правда думаете, что они все понимают? ;)

Особенно это весело, когда имеете дело с абстрактным искусством. Смотрите, слушайте и отслеживайте, какие у вас ассоциации или эмоции рождаются при просмотре, какие воспоминания будятся. Может быть, от этой музыки вам хочется есть, а от этой картины срочно захотелось надеть старую соломенную шляпу или понюхать мел. А вот эта клякса напоминает вам об альбоме с фотографиями. Ничего не рождается - и ладно, идите дальше.

Путь 3. Без мозга. От сердца к сердцу.

А вот это, мне кажется, самый сложный из всех способов. Воспринимать искусство сразу душой, нутром. Отправить мозг отдыхать, не пытаться мозгом понять, проанализировать, сопоставить факты, а просто воспринимать. Безоценочно. Не ставя сразу маркеры "нравится" - "не нравится", а просто отслеживая, как меняются эмоции и ощущения всем телом, тотально. Иногда после такого просмотра даже сложно выразить словами, что вы почувствовали и пережили. Если искусство было, акт, так сказать, состоялся, то вы точно почувствуете изменения в себе. Иногда эти ощущения неприятные, даже гадливые, иногда наоборот. Анализ пусть будет потом: что вы возьмете с собой, что отпустите. А в момент восприятия не мешайте себе.

Зевните сейчас, если захооотелось)
Зевните сейчас, если захооотелось)

Какой путь ваш - выбирайте. Какой бы ни выбрали - вы больше не будете скучать на странных спектаклях, перфомансах и выставках. А что я выбираю? Всё и сразу! Точнее не сразу. Начать с 3 пути и подключать постепенно 2-ой и потом 1-ый. Тройное удовольствие.

А теперь несколько подсказок, которые вам помогут понять, в чем шедевральность и гениальность этого образца искусства, и получить свое законное удовольствие.

Подсказка 1. Ага!-эффект

Это то, за что мы любим разгадывать кроссворды и головоломки, играть в квесты и решать прочие загадки. Эффект "эврика!". Своего рода оргаzm мозга. Когда ты ПОНЯЛ!. В этот момент вырабатываются гормоны счастья и вам действительно очень классно. (Так что можете смело считать ученых "торчками", которые сидят на этих гормонах). И когда ты в кино или картине нашел отсылку к известной тебе притче или намек на исторические события, то в награду получаешь приток радости. Это характерно для пути 1.

Подсказка 2. Символы и метафоры.

В любом (почти) предмете искусства есть скрытые смыслы, которые спрятаны через символы и метафоры. Чтобы их понимать, опять же нужна эрудиция. Например, яблоко, яйцо, гранат - символы, которые таят в себе много смыслов, которые предстоит распаковать эрудированному зрителю/слушателю/читателю.

-5

Подсказка 3. Что-то не так.

Авторы часто нам подсказывают, куда смотреть. Они выделяют особенно те элементы, на которые нужно обратить внимание. Часто, если вы видите, что что-то не так, что-то выбивается из нормальности, из логики. Ну, например, в кино посреди русского поля скачет кенгуру. И это везде: и в музыке, и на картине. Просто нужно быть внимательным, включенным, и вы не пропустите. А дальше в этом "не так" увидеть символ, его распаковать, и получить свой дофаминовый приз.

В "Алиса в стране чудес" в принципе всё не так ;)
В "Алиса в стране чудес" в принципе всё не так ;)

Подсказка 4. Юмор и сарказм.

Не думайте, что автор всегда серьёзен и "топит" за великое. Художники все - большие дети, которые не прочь пошалить. Часто под маской серьезности кроется юмор. Не упускайте это из виду. Просто это юмор немого более высокого порядка. Но если вам удалось его раскусить, будете долго и безудержно смеяться. И, откровенно говоря, частенько художники издеваются над зрителями и критиками, подсовывая с серьезным видом какую-нибудь "мульку" подразниться, и хихикают, наблюдая, как серьезные умы сочиняют объяснение тому, что на самом деле просто откровенный стёб автора ;) Тоже своего рода "пасхалка" (см. выше). А иногда целое произведение - это шалость художника, будьте осторожнее, не ведитесь ;)

Подсказка 5. Исторические события и биография автора.

Помогают "распаковать" смысл, заложенный в произведении. Интересно наблюдать и отслеживать, как личные события в жизни автора влияют на его искусство, как отражаются в нем внешние события вокруг.

Подсказка 6. Что вас цепляет?

Полезно наблюдать, что вас конкретно цепляет в том или ином произведении. Это уже не к искусству, а к саморазвитию относится. Почему вас так бесит именно этот персонаж в кино? Или так возмущает голый зад Аполлона? Почему раздражают костюмы или звук? Или почему именно этот розовощекий малыш на картине не отпускает вас от себя? Тоже любопытно отслеживать свои реакции.

Бесстыдство? или красота?
Бесстыдство? или красота?

Подсказка 7. Включить ребенка.

Пустите своего внутреннего Почемучку погулять. Он задаст вам миллион странных вопросов, в поисках ответов на которые, вы найдете скрытые смыслы и свои Ага! . Почему трава фиолетовая? Почему ботинок рваный? А почему он не поздоровался? Если и сами не додумаетесь до ответов, то будет понятно, что гуглить. =)

Подсказка 8. А попробуй сам!

Чтобы получать удовольствие от музыки, оперы, актерской игры и т.д. попробуйте что-то сами. Тогда вопрос "А что тут такого?!" отпадет сам собой. И вы поймете, что та легкая небрежность, с которой мастера делают свое дело, это плод колоссального самоотверженного труда. Вы не обязаны любить балет и оперу, каждый имеет право на свое чувство эстетики, на свой вкус, но и обесценивать не стоит.

Подсказка 9. "Совы не то, чем кажутся."

Хочу предостеречь также от переусердствования в поисках скрытых смыслов и объяснений. Не всегда, далеко не всегда (ближе к никогда) вы не узнаете в точности, что хотел сказать автор. Даже если он сам вам что-то объяснил. Часто такое происходит, что ты что-то создаешь, а потом от-ума сочиняешь постфактум смыслы для того, что уже создано. Никто в этом не признается, но это так. Искусство на то и искусство, что задействует подсознание и нечто еще более глубокое, что невозможно описать словами. Поэтому каждый видит свое. Художник создает лишь зеркало, в котором каждый видит свое отражение, и нет смысла кому-то доказывать, что ваше отражение - единственно верное, а то, что видит другой - это неправильно. Правильно то, что вы увидели, то, что вы почувствовали. И пусть это не сходится с общепринятым пониманием.

Иногда сова - это просто сова :р
Иногда сова - это просто сова :р

Спасибо, что дочитали! Если вам было интересно и полезно, мне особенно приятно. А было бы вам интересно прочитать про понимание современного искусства?

Благодарю за лайк, подписку и комментарий!

Люблю, целую. Ваша Алеся Лукьянова.