Найти в Дзене
Матильда Навсегда

"Дорогая Елена Сергеевна". О трагическом конфликте двух поколений"

Моё почтение! За многие годы зрители привыкли к тому, что в фильмографии Эльдара Рязанова в основном встречаются только лирические комедии и мелодрамы. Никаких пронзительных конфликтов, серьёзных столкновений и весомых противоречий. Но есть одна совсем не типичная для этого режиссёра картина. Такая, как "Дорогая Елена Сергеевна" (1988), снятая "на старости лет" ( со слов Рязанова) по одноимённой пьесе Людмилы Разумовской.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - cultura.ru
Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - cultura.ru

Четверо выпускников десятого класса приходят домой к своей учительнице со взятыми без спроса у родителей хрустальными фужерами и букетом под видом поздравления её с днем рождения "от всего сердца и по поручению". В действительности их интересует хранящийся у Елены Сергеевны ключ от сейфа с экзаминационными работами по математике. И далее следуют мерзкие попытки шантажа учительницы и самое что ни на есть острое противостояние двух разных поколений: с "устарелыми" принципами и нормами морали с одной стороны и с "раскованностью суждений" - с другой. В мои шестнадцать лет герои фильма ошеломили меня своей жестокостью по отношению к педагогу. А что я могу сказать сейчас?..

Елена Сергеевна. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - kino-teatr.ru
Елена Сергеевна. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - kino-teatr.ru

Сорокалетняя Елена Сергеевна - представитель старой закалки, "махровая идеалистка", прекрасный педагог, честно выполняющий свою работу и старающийся понять новое поколение учеников. Лично мне эта искренняя и трогательная женщина глубоко симпатична. А вот вид у неё, действительно, довольно жалкий при всем к ней уважении (Марина Неёлова - мастер перевоплощений в такие образы). Дешёвые духи и "старушечье" платье. Елена Сергеевна отрицает все веяния такого явления, как перестройка. (Печатать и читать "Лолиту", по её мнению, безнравственно). Живёт она бедно, даже " хреново", как заметили сами ученики, но зато твёрдо придерживается своих убеждений, все ещё верит во всеобщее равенство и справедливость.

Интеллектуал Володя. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - kino-teatr.ru
Интеллектуал Володя. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - kino-teatr.ru

Володя-самый циничный и через чур уж целеустремлённый из всей этой "делегации". Ему нравится быть лидером и манипулятором, подчиняя себе не таких сообразительных, или вовсе примитивных, как Витек, сверстников, выдавая это только лишь за заботу о них. Владимир - представитель успешной "золотой молодёжи". Всё у него имеется: и хорошо обеспеченная семья, и возможнось учиться в МГИМО. На своих друзей и учительницу он смотрит слегка высокомерно, с чувством превосходства, с долей насмешки доброго покровителя.

Рано повзрослевшая Ляля. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото kino-teatr.ru
Рано повзрослевшая Ляля. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото kino-teatr.ru

Ляля уверена, что в свои семнадцать лет уже понимает, что значит быть "настоящей женщиной". В её представлении хорошая жизнь - это дорогие шмотки, отдельная квартира, личное авто и прочие материальные блага. О духовных ценностях и высоких целях, которые были свойственны поколению Елена Сергеевны, не идёт и речи. Ляля с матерью, библиотекарем и машинисткой по совместительству, ютятся в коммуналке. Существовать и дальше так же бедно и скромно девушка не хочет. И ничего ради этого не пожалеет, даже собственной невинности и своего "любимого" парня Паши.

Паша, парень Ляли. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - kinobank.org
Паша, парень Ляли. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Источник фото - kinobank.org

Пашу нельзя назвать цельной и волевой натурой, поэтому-то Ляля и уже решила для себя, что при первом подходящем случае променяет его на "более перспективный" вариант. Нельзя сказать, что Паша-самый плохой из всей компании, но ему определённо не хватает смелости, чтобы сделать выбор между добром и злом. Покорно подчиниться, как и Витек, Володе и "общей" идее, или же остаться человеком и уйти, пока ещё не поздно. Понять мотивацию Павла можно, он всего лишь "борется за своё место" среди детей влиятельных людей, а ему ещё и притворяться "комсомольским деятелем" приходится.

Витек, самый несознательный из всех. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна".
Витек, самый несознательный из всех. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна".

Витя, как самый несознательный и слабохарактерный из всей компании, легко идёт на поводу у Володи. Особенных планов на жизнь и целей у этого парня нет, ему всё равно, где учиться, лишь бы приняли. На свой счёт он не слишком обольщается. Виктор из вполне обеспеченной семьи, но благополучной её назвать нельзя. Его отец - работник исполкома, "пропивший и продавший свои святые идеалы". И этому парню грозит та же история в будущем. Его друзья уже сейчас не уважают Витю, считая его "алкашом" и "худшим из всех".

Кадр из финальной сцены фильма "Дорогая Елена Сергеевна"
Кадр из финальной сцены фильма "Дорогая Елена Сергеевна"

Если вспомнить школьников из фильма Ролана Быкова" Чучело", которым дурное поведение простительно ввиду их двенадцатилетнего возраста, то поступок этих уже взрослых "маленьких ничтожеств" оправдать нельзя! А если собрать все их пороки и отрицательные качества воедино, то получится наглядный пример представителя молодого поколения эпохи перестройки.

Я люблю этот фильм и периодически пересматриваю. И вам рекомендую.

Благодарю за внимание!