Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Пионеры русского шансона. Иза Кремер

В российской музыкальной индустрии 1990-х годов понятие «русский шансон» стало заменой для неудобного термина «блатная песня». Но в первой половине XX века под русским шансоном понимались далекие от криминальной тематики фокстроты и танго, а также эмигрантские, эстрадные, цыганские песни и городские романсы. Вспоминаем великих исполнителей, стоявших у истоков русского шансона.

В начале XX века афишные тумбы пестрили плакатами с именем Изабеллы Кремер, больше известной как Иза Кремер. Публика с охотой шла на выступления очаровательной еврейки румынского происхождения. Впервые песню на идише Иза Кремер услышала еще в детстве от матери. Через 30 лет она стала первой певицей, которая запела на идише на сцене.

ФОТОГРАФИЯ: MOLDOVANEWS.MD
ФОТОГРАФИЯ: MOLDOVANEWS.MD

Иза Кремер начала свою творческую карьеру в опереттах. В 1915 году в Одессе 28-летняя певица выступила с именитыми исполнителями на большом концерте с одной сентиментальной песенкой — и публика ей рукоплескала. После этого она стала петь сольно. И некоторые песни из своего репертуара написала сама: «Мадам Лулу», «Черный Том», «Последнее танго», «Маленькие мотыльки», «Воспоминания», «Модель от Пакена», «Негр из Занзибара», «Мисс Джен» и другие. Приятный тембр голоса, кокетливые интонации и прирожденный актерский талант — романсы и песни Изы Кремер просто обезоруживали слушателей.

Завоевав Одессу, Кремер отправилась в Петроград, затем в Москву — и везде аншлаги, охапки цветов, овации. Полки музыкальных магазинов ломились от нот песен из репертуара певицы и ее фотокарточек, а имя Кремер не покидало страниц журналов и газет на протяжении всего 1916 года. Кремер пела о любви, изменах, разлуке, но никогда — о политике. Ей было не важно, перед какими зрителями выступать — «красными» или «белыми», главное — чтобы перед благодарными.

Ее «интимные песенки» были далеки от революционной злободневности. После событий 1917 года исполнительница поняла, что она, творческая интеллигентка, со своими «мечтами о далекой Аргентине» и экзотике вряд ли впишется в новый государственный строй. В 1919 году Кремер вместе с мужем уехала за границу — сначала в Германию, затем — в Англию, Италию и, наконец, Америку. В Нью-Йорке она записывала грампластинки, выходила на бродвейскую сцену. В 1930-е годы в репертуаре появилась песня «Россия» — в нее певица вложила горькую тоску по родине, желание вернуться к своему народу. Но пути назад не было.

В конце 1930-х Кремер ушла со сцены, поселилась в той самой Аргентине, о которой мечтала. Лишь однажды, в 1943 году, в Тегеране, на встрече глав правительства антигитлеровской коалиции по приглашению Черчилля она нарушила «обет молчания». Для Сталина премьер-министр Великобритании, помимо Изы Кремер, пригласил Марлен Дитрих и Мориса Шевалье, а для себя он попросил Сталина привезти в Тегеран Вадима Козина.

Автор: Дарья Лёгкая