Найти в Дзене

"Крепость" Пётр Алешковский. Рецензия

Книга - лауреат премии "Большая книга 2016" - вызвала неоднозначные оценки по вполне понятным причинам. С одной стороны, здесь есть все, что должно присутствовать в хорошей литературе, с другой - высказывались объективные претензии к раскрытию образов.


Главный герой - 50летний археолог, ученый, лучший сотрудник городского музея Иван Мальцов. Всю жизнь отдал науке, категорически против того, чтобы наука
"продавалась", "подменялась ложными ценностями". Поэтому он отказывается от взяток, живёт впроголодь, и все это ради ИСТОРИИ. Он несчастен (молодая жена уходит к более "продвинутому", имеющему приспосабливаться коллеге), неприкаян, нигде - ни в городе, ни в деревне, куда уезжает писать книгу, - не может найти покоя, собственного места. Наверное, такие герои сейчас продолжают плеяду праведников в новом звучании этого образа.

Обложка книги.
Обложка книги.

В романе - переплетение истории и современности, три сюжетные линии, три времени: XI,  XV и XXI века.


Исторический пласт имеет две линии - это повествование о преподобном Ефреме Новоторжском, основателе Борисоглебского монастыря в городе Торжке. По всей вероятности, именно Торжок и явился прообразом Деревска. И о монголе Туган-Шоне, служившем хану Мамаю, потом Тамерлану, затем русскому князю в XIV веке. Образ выдуманный и, по задумке автора, от него берет свое начало род Мальцова, поэтому повествование о Туган-Шоне воспринимается не как отдельное, а как та самая книга, что пишет Мальцев  (монгол предстает в неком романтическом ореоле), хотя вводится в сюжет история через видения героя во время наркотического транса. Время монголов показано подробно, детально.


Современность тоже выведена очень качественно: тонко, правдиво, через небольшие детали (например, флаги Единой России, как в моем советском детстве, только флаги были другого цвета, и их обязательно сопровождали огромные лозунги, а не реклама, как сейчас) - и перед нами вырисовывается сразу вся эпоха.


Город Деревск нарисован с любовью, которую испытывает к нему герой.


"Он смотрел на город, раскинувшийся вдали за рекой, на маяки колоколен, сохранившихся, не порушенных большевиками, на реку, темную, свивающуюся в узлы в водоворотах, на серебристые струйки воды, одолевающие каменистую отмель чуть ниже моста, на далекие облака, густые, как холодная вода, темные и грозные, нависшие перстом судьбы, против которой был он бессилен".


У этого города богатая история, культура, которые и надо сохранить во что бы то ни стало. Однако чиновники от культуры (какое на  самом деле страшное словосочетание, несочетаемое!) заинтересованы совсем в другом, и  наш герой, как все ВОИНЫ, вынужден бороться в одиночку. Можно ли выиграть? Вот, пожалуй, главный вопрос романа. Отсюда и его название - "Крепость". Во-первых, это городище, которое должен спасти герой, сохранить как историческое достояние. Во-вторых, это сила духа героя в противостоянии с лженаукой и лжекультурой.
"Герой Иван Мальцов, имея внутреннюю крепость, неистово борется за крепость ХV века, которая находится на территории его родного города", - так комментирует сам Алешковский.


Идея - 8
Сюжет - 7. Смешение жанров оказалось не вполне оправданно, к тому же есть  детективная линия - на охоте происходит убийство, но вот она совсем лишняя, как бы даже ненужная. Как и приключенческая - с поиском клада.
Герои - 6. Мне кажется, главная беда романа именно в героях. О том, что каждый из них представляет, мы понимаем буквально сразу, по ходу развития сюжета они не меняются, остаются статичными.
Язык - 8. Нельзя сказать, что роман читается легко, и дело не только в сюжете.

Оценка: 29/40.


"Вечная жизнь по-джобсовски творится на наших глазах, если не стереть ее мановением руки, а точнее щелчком нарисованной стрелочки, одним незаметным кликом. Ведь и после смерти создавшего их файлы на рабочем столе будут жить так, словно хозяин еще здесь, задумался и курит в сторонке. Тело его будут пожирать земные черви, а вот файлы только если они плохо защищены, могут пострадать от весьма прожорливых электронных червей, которых нельзя разглядеть даже в самый современный микроскоп, потому что их нет, тогда как мы знаем: они есть и весьма опасны. Страшно подумать: тела нет, а виртуальное существование в наличии, в виде адресов и линков, что продолжают бесконечное взаимодействие где-то в параллельной Вселенной. И это не привычная библиотека с томами, хранящими мудрость ушедших творцов, а бог весть что такое, не поддающееся разуму, но созданное им ему же на потребу".