31 июля умерла одна очень известная ливанка. Она прошла путь трансформации от убийцы и фашистки до человека, который перестал лезть в политику и посвятил себя благотворительности.
Может быть, кто-то видел вот это фото, сделанное во время гражданской войны в Ливане? На нем и есть героиня этого материала. Звали ее Жослин Хуэйри (на русском, в том числе, в дурацкой безграмотной Википедии написано Куэйри, это не правильно).
Справка:
Ливанская фалангистка, участница гражданской войны. Командовала женским вооружённым формированием правохристианской партии Катаиб. Получила широкую известность после боя в Бейруте 6 мая 1976 года. В 1986 году сложила командование и устранилась от вооружённой борьбы. Занялась общественной и религиозной деятельностью. Эксперт ливанских католических церквей, член Папского совета по делам мирян.
Фалангисты партии Катаиб это ливанские католики-марониты. В СССР их совершенно справедливо приравнивали к фашистам - с их лозунгами типа "Ливан для ливанцев" и актами реального геноцида против палестинцев они вполне заслужили это определение. Все массовые убийства в период с 1975 по 1990 год это их рук дело. В том числе, резня в Сабре и Шатиле. Гражданскую войну тоже именно они развязали, я писала о том, как они расстреляли пассажирский автобус. Сейчас, кстати, они одни их тех, кто стоит за беспорядками и экономическим крахом страны. А стрелки старательно переводят на новое правительство, которое пытается работать всего несколько месяцев - хотят назад во власть.
О героине этого моего рассказа многие читали. Но читали то, что было написано либо тем, кто сознательно искажает историю, либо тем, кто вообще просто не в теме. Признайтесь - многие же видели душещипательный рассказ о 6 христианках, которые победили аж 300 (почему не 800?) палестинцев 6 мая 1976 года? Вот, что значит расставление акцентов: отстреливавшиеся карательницы внезапно приобрели чуть ли не ореол святости. А прекратила шестичасовое наступление на логово, где они находились, именно она. Бросив с крыши в живых людей гранату. И вот после этого боя внезапно ударилась в религию. Одно время даже в монастырь уйти хотела.
Ее родители были религиозны. В самом Ливане во времена ее молодости были популярны левые идеи. Она же была атеисткой и радикалкой. Пишут, что жуткая оторва была. В итоге, у 1983 году она командовала 1500 такими же, как она сама. Но резню в Сабре и Шатиле не поддержала.
А в 1986 лидары Катаиб как те пауки в банке стали пытаться сожрать друг друга. И она навсегда сложила оружие. Видимо, дошло, на какой стороне воевала. Впоследствии выступала за единство ливанского народа, против религиозных распрей и против абортов. Это та, которая стреляла в людей и кидала в них гранаты.
Могу честно сказать - я не могу забыть о том, кем она была.
Это было бы несправедливо в отношении всех тех, кого она убила и искалечила, чью жизнь изломала или отняла. Но у меня есть близкая знакомая - она монахиня, ливанка, которая живет и работает в Сирии.
И она на своей странице в Фейсбуке написала о Жослин достаточно теплую эпитафию. И тут я задумалась. О том, что Жослин прошла путь, пройденный ранее апостолом Павлом. Который был скотиной и гонителем христиан. Но признавший свою неправоту и больше других сделавший ради распространения этой религии. Она умерла в 65 лет, пишут, что долго болела. Кажется - раком. По психосоматике рак это самоедство и угрызения совести. Она сама всё о себе знала. И постаралась искупить причиненное ею в юности зло добром. Ушла, успев стать Человеком.