Юлия Сочилина получила очень серьезную профессиональную подготовку, виртуозно владеет сложнейшей классической техникой резьбы по дереву, обладает большим трудолюбием и редкой в наше время способностью к постоянному обучению.
Имея безупречный вкус и живя активной эмоциональной и интеллектуальной жизнью, она нашла удивительный способ исследования собственной души и преодоления дискомфорта современного мира посредством создания неподражаемых женских образов, переведенных в формат художественной куклы.
Творческий метод Сочилиной заключается в невероятном сочетании скульптурных деревянных элементов с натуралистичными текстильными деталями.
Дерево – прекрасный и сложный пластический материал. Живое, теплое, разнообразное по рисунку волокон, оно само как бы является соавтором мастера, самой своей структурой пробуждая его воображение, а порой и диктуя ему определенное направление формотворчества.
Юлия работает в основном с деревом липы, которому присущи особые свойства, позволяющие относительно свободно моделировать сложные динамичные объемы и тончайшие детали. Волокна у липы слабовыраженные, цвет светлый, нежный, а поверхность гладкая и шелковистая, поэтому такая древесина идеально подходит для создания иллюзии теплой человеческой кожи или великолепной ткани.
Художник неподражаемо работает с цветными тонировками, то позволяя дереву проявить свой характер, свой узор, то полностью скрывая его под живописным слоем, добиваясь абсолютной иллюзии другого материалы - кожи, шелка, бархата, волос, перьев, кружев, драгоценных камней и металла.
Играя, мастер в одних работах вводит в костюм огромное количество деревянных и текстильных деталей, в других намеренно отказывается от декоративных излишеств, сосредотачивая все внимание зрителя на внутренней, психологической составляющей образа.
Взаимопроникновение материалов поражает своей неожиданностью. Деревянные драпировки перетекают в текстильные и наоборот, шелковые кудри обрамляющие нежное лицо, вдруг оказываются деревянными, и только недвижимость в воздушном потоке страусиного пера выдает его «липовую» природу. Порой, только при ближайшем рассмотрении или наощупь, можно с уверенностью сказать – дерево это или что-то другое.
Обращение к традиции «trompe-l’oeil» («обманки») – излюбленный прием Сочилиной. Как часто можно услышать около ее работ это удивленно-восторженное: «Дерево? Не может быть!».
Мировая художественная культура изобилует великолепными примерами пластического искусства, к которым обращалась в своих творческих поисках Юлия Сочилина.
Источниками вдохновения и изучения явились западноевропейская деревянная алтарная скульптура, и так называемая «одетая скульптура», примеры которой мы можем видеть в некоторых католических храмах (фигуры Мадонны с младенцем и святых, обряжаемые по праздникам в парчовые одежды).Пермская деревянная скульптура, каменное многофигурное убранство готических соборов, светская и культовая скульптура барокко, скульптурный портрет классицизма и многое другое. И искушенному зрителю бывает весьма приятно подмечать в ее работах реминисценции различных художественных явлений. Однако не вызывает сомнений оригинальность и даже уникальность произведений Сочилиной.
Ее куклы действительно не имеют аналогов в мире. Множество аллюзий роятся в голове, но не более того. Это напоминает сны, которые никак не можешь вспомнить... Пожалуй, в этих работах заключены мечты обо всем прекрасном в художественной пластике, которое могло бы воплотиться в форме идеальной куклы.
Возможно ближе всего к этим произведениям «одетая скульптура». Но принципиально это совсем другое - здесь твердое неподвижное тело-статуя закутано в некое подобие одежд из ткани.
В нашем случае своеобразно используется классическая конструкция куклы – голова, руки, ноги из твердого материала, а тело – мягкое, текстильное и художник различными способами стремится «оживить» свое творение. Изобретая различные механизмы – пружинки, крючочки, позволяющие сделать подвижными сочленения головы и рук, Юля ориентируется прежде всего на игровую природу куклы.
Несмотря на скульптурную монументальность форм, Сочилина создает именно куклу, с которой можно играть, переодевать, которой можно частично изменить позу.
Интересно, что куклы Сочилиной визуально не похожи на западноевропейскую деревянную куклу-Пандору, несмотря на очевидное родство. Кажется, для традиционной куклы работы Юлии слишком скульптурны, а для традиционной «одетой скульптуры» немного кукольны.
Синтезируя в своем творчестве вековые наработки различных жанров, техник, традиций, стилей, Юлия Сочилина создала и по праву заняла свою уникальную нишу в искусстве. Юлия не только сразу вошла в число лучших художников-кукольников, но и вызвала единодушный восторг профессионалов самых разных видов искусства, а также невероятный интерес со стороны зрителей и коллекционеров.
Каждое появление новой куклы Юлии Сочилиной – это своеобразное событие в кукольном мире. И пожалуй, можно утверждать, что работы этого мастера войдут в историю искусства... И не только кукольного!
Куклы Сочилиной – это искусно созданная игра воображения, тайна женщины, сокрытая соблазнительными одеждами, затянутая в корсет Ностальгия, отстраненность от повседневности, эротизм и чувственность, блестящее жонглирование артефактами женственности, игра фактур и обман зрения, реплики моды прошлых лет, стилистическая утонченность, эфемерность, зыбкость, и притом великолепное торжество материала.
И все это по сути - стремление к эстетическому абсолюту посредством решения мастерски поставленных художником задач с помощью особого, только ей подвластного пластического языка.
(автор статьи: Александра Худякова)