📅 Звуковой Календарь 22/08/2020
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Рэя Брэдбери - американского писателя, чьи произведения читают во всём мире. Помимо сотен небольших рассказов, он написал 11 романов, среди которых «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков». В произведениях, выдержанных в характерном образном и поэтическом стиле, Брэдбери обращается к темам ностальгии по детству, социальной критики и озабоченности неконтролируемым ростом современных технологий.
Рэй Брэдбери родился в городе Уокиган штата Иллинойс. С детства его интересовали фильмы ужасов, произведения фантастов Лаймена Фрэнка Баума и Эдгара Райса Берроуза. Поворотной для будущей писательской судьбы стала встреча с фокусником Мистером Электрико на карнавале в 1932 году. В один из вечеров он коснулся двенадцатилетнего Рэя острием меча, заряженного статическим электричеством, и воскликнул: «Живи вечно!» Эта мысль настолько поразила мальчика, что на следующий день он специально пришёл повидать фокусника. Они разговорились, Мистер Электрико познакомил его с другими карнавальными артистами, а под вечер сказал, что видит в нём переродившуюся душу своего лучшего друга, погибшего в Первой Мировой войне.
«Я шел домой после той встречи, пошатываясь под грузом двух великолепных подарков. Первым подарком было то, что я, оказывается, уже жил на этом свете (и мне об этом рассказали), а вторым - то, что мне предстоит попытаться каким-то образом жить вечно. Спустя несколько недель я начал писать свои первые короткие рассказы про Марс. С тех пор я никогда не останавливаюсь. Благослови Бог мистера Электрико, мой катализатор, где бы он ни был».
В 1934 г. семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес. Там Рэй вступил в местную Лигу Научной Фантастики. Знакомство с другими молодыми авторами подкрепило творческие силы, а журнал «Воображение!», издававшийся под началом Лиги, в 1938 г. опубликовал первое произведение Брэдбери - рассказ «Дилемма Холлерброшена». Уже через год он основал собственный журнал Futuria Fantasia и отправился на Всемирную конвенцию научной фантастики в Нью-Йорке, где завёл полезные знакомства.
В 1941 г. в журнале Super Science Stories был опубликован рассказ «Маятник», написанный Брэдбери в соавторстве с Генри Гассе. Это была первая публикация в профессиональном журнале, за которую он получил гонорар. В 1940-е гг. рассказы Брэдбери начали публиковать в различных журналах. Среди других авторов научной фантастики, считавшейся тогда утилитарным жанром, он выделялся богатым и развитым литературным стилем, и публиковался не только в так называемых макулатурных журналах, но и в таких серьезных изданиях, как The New Yorker.
В 1950 г. вышел первый роман Брэдбери «Марсианские хроники», состоящий из коротких рассказов о колонизации Марса и её последствиях. В этом романе, принесшем ему широкую известность, Брэдбери затронул волновавшие общество темы угрозы ядерного конфликта и новой мировой войны. В 1953 году вышел роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту», который часто называют величайшим произведением Брэдбери. Главный герой Гай Монтэг живёт в обществе, где книги запрещены, и работает в пожарной бригаде, которая их сжигает. Он тайно забирает книги, которые должен был сжечь, и по мере развития сюжета меняет отношение к устройству общества, в котором живёт. Монтэг присоединяется к тайной организации, участники которой запоминают литературные произведения, чтобы сохранить уничтожаемую культуру.
В «451», как и в других произведениях, жанр научной фантастики писатель использовал как «платформу» для более серьезных размышлений о философии, политике, этике. Правда, несмотря на то, что имя Брэдбери ассоциируется прежде всего с научной фантастикой, сам он считал «451 градус по Фаренгейту» единственным своим произведением в этом жанре. Ещё одна известная на весь мир его повесть - «Вино из одуванчиков». Это автобиографичная и ностальгическая история об одном счастливом и коротком лете из жизни двенадцатилетнего мальчика в вымышленном городке Грин Таун. Продолжение, «Лето, прощай!», вышло в 2006 г. и стало последним крупным произведением Брэдбери.
Помимо этих романов, Брэдбери написал ещё много произведений. В 1970-е гг. он сосредоточился на поэзии и драме, затем вернулся к мистическим и детективным историям, которые писал в начале карьеры. Это романы «Смерть - дело одинокое», «Кладбище для безумцев», «Давайте все убьем Констанцию». 59 своих коротких рассказов Брэдбери адаптировал для телесериала «Театр Рэя Брэдбери», который показывали в США в 1985-1992 гг.
Свое отношение к прожитой жизни Рэй Бррэдбери прекрасно выразил в интервью «Комсомольской правде» в 1992 г.:
«Я прожил замечательную, чудесную, удивительную жизнь и, честное слово, жалеть мне не о чем. Мои самый большой успех - мое творчество <…> А неудач было мало».
Сегодня предлагаем послушать отрывок из повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» в исполнении советской актрисы, народной артистки РСФСР Рины Зеленой. Запись 1970-х гг. доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/22-08-2020
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.