Теперь-то уж кто угодно может смело спросить, стоит ли тратить много слов на море.
Ну так рассмотрим несколько вопросов!
Как по-вашему, всегда была жизнь на Земле ?
Не всегда.
Правильно. Но знаете ли вы, что жизнь родилась в океане? Всякая жизнь. И наша тоже!
Конечно, первобытный океан был совсем не тот, что плещет волной в наши дни. После того, как на Земле зародилась жизнь, лик суши и океана на протяжении долгих миллионов лет не раз ещё менялся. Как утверждает одна научная гипотеза, некогда на нашей Земле существовал лишь один-единственный огромный материк, со всех сторон окружённый океаном. Затем этот первобытный материк раскололся на куски — на это ушли миллионы лет, — а промежутки между расползшимися частями света заполнил океан.
Но незачем заходить так далеко в прошлое, если мы хотим поговорить о том, как часто море меняло свои очертания. Сто лет назад оно наглядно проявило свой капризный нрав на территории нынешней Голландии.
Однако прежде чем приступить к рассказу, живо достанем карту, мы теперь всё равно будем часто ею пользоваться. Ну, посмотрим: вот Голландия. Маленькая страна. С двух сторон её теснит вода. С одной стороны Северное море, с другой — огромный залив Зёйдер-Зе, называемый также озером Зёйдер. Ещё на картах, составленных триста лет назад, он занимал пол-Голландии, ну а теперь он уже вовсе не такой большой. Голландцы отгородили его от моря плотиной и мало-помалу осушают, опять превращают в сушу.
Подождите, что значит «опять»? Разве он когда-нибудь был сушей?
Вот именно, что был! Плодородной равниной, лежащей несколько ниже уровня Северного моря. Длинные, высокие песчаные холмы — дюны — отделяли от моря его тучные нивы, фруктовые сады, многолюдные деревни и города. Здесь жили тысячи и тысячи людей, тысячи и тысячи животных паслись на берегах пресноводного озера. И так было до тех пор, пока в начале XIII века одной ужасно бурной ночью море не обрушилось на сушу. Под действием ветра уровень воды в море настолько поднялся, что огромные, с башню высотой, волны перехлестнули через дамбу из дюн, и на утро на половине территории тогдашней Голландии уже хозяйничала солёная вода, губя всё созданное человеком и самого человека.