Большинство белых вождей зачастую обвиняется если не в свержении монархии, то, как минимум, в бездействии. Действительно, февраль 1917 года обнажил серьезный «властный кризис»: кто-то хотел замены правителя, кто-то — допуска к власти, кто-то — «земли и воли».
Но один из будущих белых военачальников в феврале 1917 года проявил себя, как решительный борец с революцией. Он, несмотря на скромные силы, фанатично исполнял свой долг. Это был Александр Павлович Кутепов.
Этот офицер получил «боевое крещение» еще в период Русско-японской войны. В 1905 году разбирался с революционерами (арестовал стачечный комитет бунтовавшей железнодорожной станции), за отличия в период войны с японцами получил орден Святого Владимира из рук самого Николая Второго.
Геройски проявил себя Кутепов и в период Первой мировой войны: лично водил бойцов в атаку, был дважды ранен в боях. На момент событий февраля 1917 года — полковник царской армии. Интересно, что в охваченный революционной бурей Петоград будущего белогвардейца занесло случайно, у него был отпуск. Бардак в городе произвел на до мозга костей дисциплинированного офицера скверное впечатление. Солдаты митинговали, уничтожали или арестовывали представителей власти и своих командиров.
При этом местная царская власть показала всю свою ничтожность: у командующего Петроградским военным округом Хабалова фактически не оказалось нужных решительных людей под рукой. Один только «заезжий» Кутепов, заработавший к тому моменту репутацию храброго и исполнительного офицера.
Но Кутепову дали лишь сводный батальон (и тот еле наскребли), притом мама-анархия в столице продолжалась уже далеко не первый день (на дворе уже было 27 февраля 1917 года). Александр Павлович все же попытался исполнить свой долг, притом добился даже некоторых успехов. «Кутеповцы» перекрыли центр города и некоторое время разгоняли демонстрантов, агитаторов и вооруженных боевиков. Но само «руководство» в лице господина Хабалова уже поставило на Кутепове крест и свалило подальше. Загнанный сотоварищи в лазарет, окруженный огромной толпой, Кутепов решил прекратить сопротивление и «самораспустил» свой маленький отряд, к тому же многие уже были ранены.
Чудом избежав мести со стороны толпы, А.П. Кутепов продолжил воевать с немцами, был командиром лейб-гвардии Преображенского полка, Временное правительство даже думало приставить «монархиста» к ордену.
А.П. Кутепов стал одной из ключевых фигур в белом движении на юге России. Первопоходник, командир Корниловского полка, командующий Первой пехотной дивизии, Черноморский военный губернатор, генерал-лейтенант...
Суровый и бесстрашный, сторонник жесткой дисциплины и наведения порядка «любой ценой», Кутепов зачастую подвергался критике. Общественность считала его вешателем и диктатором, а знаменитый белый военачальник Я.А. Слащев-Крымский позднее называл Кутепова «фельдфебелем». Мол, стратег из Александра Павловича был никакой.
Кутепов, однако, держал своих «добровольцев» в повиновении и пользовался в их среде непререкаемым авторитетом. Благодаря во многом его деятельности белым частям удалось продержаться в Крыму до конца 1920 года. Курьезно мрачной мне видится короткая история встречи Кутепова с «подпрапорщиком-революционером» Т.И. Кирпичниковым, который был одним из тех, кто поднял Петроградский гарнизон (и, возможно, застрелил офицера), цитирую:
«Однажды ко мне в штаб явился молодой офицер, который весьма развязно сообщил мне, что приехал в Добровольческую армию сражаться с большевиками «за свободу народа», которую большевики попирают. Я спросил его, где он был до сих пор и что делал, офицер рассказал мне, что был одним из первых «борцов за свободу народа» и что в Петрограде он принимал деятельное участие в революции, выступив одним из первых против старого режима. Когда офицер хотел уйти, я приказал ему остаться и, вызвав дежурного офицера, послал за нарядом. Молодой офицер заволновался, побледнел и стал спрашивать, почему я его задерживаю. Сейчас увидите, сказал я и, когда наряд пришёл, приказал немедленно расстрелять этого «борца за свободу...» (с) слова Кутепова, записанные генералом Е.И. Достоваловым
Такие вот дела. С революционерами и провокаторами у Кутепова разговоры был очень короткий, хотя порой это доходило до крайней жестокости.
А.П. Кутепов не смирился с поражением белых в Гражданской войне, до последнего своего вздоха он оставался врагом советской власти. Сначала поддерживал дисциплину в Галлиполийском лагере, затем — стал главой белоэмигрантской организации РОВС. Кутепов был «радикалом», не оставлял попыток нанести хоть-какой то вред победившим большевикам, курировал собственную боевую организацию.
«Кутеповцы» устраивали диверсии на территории СССР. А потому устранение такого непоколебимого человека стало делом времени. В 1930 году Кутепов был похищен и убит агентами ОГПУ, обстоятельства «дела» засекречены до сих пор, выдвигаются самые разные версии...
Интересный был человек. Кому-то он может показаться всего лишь грубым солдафоном и заклятым врагом революции, прогресса. Однако, в час анархии, когда свою присягу нарушили многие высокопоставленные «кадры», Александр Павлович Кутепов не побоялся пойти против громадного большинства. В этом отношении он сдержал свое слово и сохранил офицерскую честь, как мне думается. Сильный поступок, достойный уважения, особенно на фоне происходившей тогда мерзкой дележки власти...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.