Один стереотип про психологов, который мы готовы, пожалуй, за собой признать, это пресловутая фраза «все из детства». Действительно, большинство психологов грешит тем, что видит многие причины поведения человека именно в детстве, детско-родительских отношениях и детских травмах. Но такой ли это грех? Ведь так или иначе детство – важнейший из этапов становления человека. Собственно, с момента появления на свет мы формируемся, обучаемся и растем, то же самое происходит и с нашей психикой. Также как мы учимся хватать, ходить, есть, использовать инструменты, мы обучаемся чувствовать, воспринимать, мыслить, общаться. Мышление маленького ребенка отличается удивительными чертами, в которые, порой, бывает сложно поверить взрослому человеку. Например, только родившись, первые два месяца младенец даже не умеет смотреть! Точнее фокусировать взгляд, то есть мир для него – множество цветовых пятен, не делящихся на объекты. Так что первые месяцы малыш обучается восприятию, пока не обретает навык выделять отдельные предметы из потока зрительной информации. Однако подробнее о детских особенностях мышления мы расскажем в других статьях. В этом же тексте мы поговорим об одном из базовых концептов взросления, той черте, которая формируется в детско-родительских отношениях и ложится в основу всех последующих отношений человека и его поведения в целом. Речь пойдет о привязанности.
Разработка этого понятия принадлежит знаменитому психологу Дж. Боулби. Если говорить по существу, то привязанность – это установление тесной эмоциональной близости с человеком. Проще говоря, это один из первых навыков в сфере отношений – навык доверять. Ребенок вначале обучается зрительно выделять отдельные объекты, затем начинает узнавать и запоминать некоторые из них, далее выделяет живые и значимые, то есть родителя, который является источником тепла, пищи, заботы и безопасности, а уже после начинает испытывать позитивные эмоции в компании этого человека, стремиться к нему, доверяет ему, то есть формирует привязанность.
Этот этап в развитии крайне важен для каждого из нас. Ведь привязанность ни много ни мало ложится в основу формирования личности человека. Да-да, именно в этот момент мы не только обучаемся доверять, любить и правильно взаимодействовать с другими людьми, но и формируем понимание себя в обществе и самооценку в целом. Так, ребенок, которого родители в детстве любили, но обучали системе правил и дисциплины (хвалили за достижения и ругали за шалости), будет и во взрослом возрасте считать, что он достоин любви и заботы, что он может влиять своими поступками на ситуацию и что он несет ответственность за собственные поступки. Объект любви и привязанности для него будет другом и союзником, он не будет бояться строить отношения, доверять людям и любить. Ребенок же, которого ругали все его детство, вне зависимости от ситуации, скорее всего, вырастет, считая себя бесполезным, не заслуживающим любви, а в будущих объектах привязанности будет видеть лишь опасность. Другими словами, именно на примере первых взаимоотношений ребенок осваивает законы этого мира: где его место в социуме, как правильно реагировать на других людей и чего ждать от человечества в целом.
В идеале сформированная привязанность должна позволить ребенку соблюдать равновесие между двумя очень важными тенденциями: к познанию внешнего мира и к безопасности. Именно этот баланс позволит человеку в будущем, с одной стороны, реализовывать творческий потенциал, принимать решения, брать ответственность на себя и не пасовать перед трудностями, а с другой - заботиться о себе и окружающих, любить и быть любимым, строить доверительные отношения и уметь обезопасить себя при необходимости.
Так что же такое «здоровая» привязанность? Как ее сформировать? Как определить тип привязанности? Какие виды нездоровой привязанности существуют? На все эти вопросы лучше всего ответила Мэри Эйнсворт, проведя один из самых интересных экспериментов в детской психологии.
В исследовании участвовало более 100 семей среднего класса. Сам эксперимент состоял из нескольких этапов: мать с ребенком годовалого возраста заводили в незнакомое помещение с игрушками и давали освоиться, когда ребенок привыкал и расслаблялся, в комнату входил незнакомый человек, на которого мать спокойно реагировала, через какое-то время мать выходила из комнаты, оставляя ребенка наедине с незнакомцем, затем мать сменяла его в комнате, потом она вновь покидала ребенка одного, после чего вновь заходил незнакомец, потом появлялась мать, а незнакомый человек уходил. На каждом из этапов кропотливо фиксировались изменения в поведении и реакции ребенка. Заплачет ли он, когда мама оставит его одного? Будет ли он спокоен даже в присутствии незнакомца? Сможет ли он расслабиться в новом незнакомом помещении?
И вот что выяснилось. Оказывается, есть три типа привязанности, отчетливо выделяющиеся по поведению малышей: надежный, избегающий и сопротивляющийся (или амбивалентный).
В случае надежного типа привязанности, который Эйнсворт определила как здоровый и правильный, ребенок пугается нового, но, если мать спокойно реагирует, то с радостью исследует неизведанное. Так, ребенок с большим интересом изучает помещение и легко знакомиться с другим взрослым, если мать это разрешает и поддерживает. Однако без одобрения матери, то есть, когда она покинула комнату, младенец будет упорно избегать незнакомца, ведь он уже умеет доверять только определенным проверенным людям, а не кому попало. Малыш расстраивается, когда мама уходит из комнаты и радуется, когда она возвращается. Так становится понятно, что ребенок сформировал привязанность к конкретному человеку, мнение которого важно, однако ребенок не зациклен на этом человеке, он интересуется новым и непонятным, хоть и стремится это делать в безопасных условиях. Этот тип привязанности характерен для последовательного и заботливого типа воспитания. Родители любят ребенка, но приучают к дисциплине, ребенок знает, что поведение должно быть согласовано с матерью.
Дети с избегающим типом привязанности показали совершенно другое поведение. Они легко и с интересом исследуют комнату, спокойно взаимодействуют с незнакомцем, хотя чаще все же игнорируют его (не боятся, а именно не обращают внимания) и почти совсем не взаимодействуют с родителем. Мать уходит – ребенок не расстраивается, она возвращается, ребенок никак не выражает интереса. Такой тип привязанности формируется, если родители эмоционально отстранены, не выражают явной поддержки, как и недовольства. Ребенок обучается не только скрывать свои эмоции, держаться на некотором расстоянии, но и не рассчитывать на других людей. Он прочно усваивает с детства аксиому «каждый сам за себя».
Что же делала группа детей с амбивалентным видом привязанности? Они вовсе не отходили от матерей. Они боялись всего: исследовать комнату, незнакомца, отползать далеко от мамы, но больше всего – ее ухода. Когда мама покидала комнату, ребенок не просто огорчался, он плакал не переставая. Но вот, что интересно – когда мать возвращалась, младенец радовался, но не подавал виду, чаще всего малыш пытался продемонстрировать недовольство, как бы «наказать» мать за проступок. Либо он пытался «игнорировать», либо отползал на большее расстояние, либо даже проявлял агрессию: бил, дергал за волосы. Малыши с таким типом привязанности вырастают в семьях, где родители часто любят ребенка от чистого сердца, но при этом совершенно непоследовательны в проявлениях своей симпатии. Они часто переносят свои проблемы на детей, могут накричать «ни за что», а могут поощрить за явный проступок. Ребенок не знает, что хорошо, а что - плохо, и пытается всеми силами добиться хоть какого-то проявления заботы. Ребенок приучается к «удушающей любви».
В эксперименте Эйнсворт было выявлено, что надежный тип преобладает. Однако, что интересно, в дальнейшем выяснилось, что это работает в конкретной стране и группе людей. На деле от выборки очень сильно зависит распределение типов привязанности. Так, если проводить исследование в Японии, мы подметим, что на первые позиции выходит избегающий тип, что не удивительно, учитывая, что японский этикет учит сдерживать эмоции, нести ответственность за себя и ставить себя на второе место относительно «великой цели». Угадаете, что будет, если рассмотреть распределение в нашей стране? Увы, картина не самая приятная. У нас будет больше детей с амбивалентным типом привязанности. В нашей стране поощряется явление «удушающей любви», вспомните, сколько вы знаете людей, которые говорят, что дети или семья – смысл их жизни и самое главное? Вспомните, сколько вы знаете людей, особенно женщин, отказавшихся от всего на свете и терпящих не самые лучшие условия ради семьи? Вспомните, как часто вы слышите, что людей в нашем обществе определяют именно через их статус в отношениях?
Так, уже первые взаимоотношения глубоко влияют не только на каждого человека, на его личность, отношения с другими людьми и даже, пожалуй, судьбу, но и на облик общества в целом. Очень интересно понаблюдать за собой и близкими и подметить, какие паттерны поведения «родом из детства», так можно увидеть, почему психологи вновь и вновь возвращаются к формулировке «все проблемы родом из детства».